Музыкальная энциклопедия - фокин м. м.
Связанные словари
Фокин м. м.
включала стилизацию, воспроизведение в танце античной вазовой живописи, старинных гравюр. Однако при этом балетмейстер всегда стремился выразить совр. мироощущение. Каждый спектакль Ф. делал психологически осмысленным, драматически напряжённым, театрально действенным. Обращаясь к симф. музыке, не предназначенной для балета, Ф.
продолжил искания в области танц. симфонизма и создал бессюжетный балет, построенный по законам муз.-хореографич. разработки как самостоят. жанр. Действительность в балетах Ф. представала вакхическим праздником, в к-рый диссонансом врывались темы одиночества, крушения надежд, обречённости необузданных страстей.Как танцовщик Ф. обладал грациозной благородной манерой исполнения, лёгким высоким прыжком (исполнял партии классич. репертуара). Среди постановок Ф.: в Мариинском т-ре "Павильон Армиды" Черепнина, "Египетские ночи" Аренского, "Шопениана" на музыку Шопена, "Исламей" на музыку Балакирева и др.; для "Русских сезонов" "Половецкие пляски" из оперы "Князь Игорь" Бородина, балеты "Жар-птица", "Петрушка" Стравинского, "Дафнис и Хлоя" Равеля и др.
Для А. П. Павловой поставил хореографич. этюд "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса. В 1934-35 работал в т-ре "Гранд-Опера", в 1936-39 в труппе "Балле рюс де Монте-Карло". В 1923-42 руководил студией в Нью-Йорке. Автор мемуаров и статей о балете.Сочинения: Умирающий лебедь, вступ.ст. Г. Добровольской, Л., 1961; Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, (вступ. ст. Ю. И. Слонимского), Л.-М., 1962.
Литература: М. Фокин. Текст И. Иванова, П., 1923; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, Л., 1971; Stravinsky I., Chroniques de ma vie, v. 1-2, P., 1935 (рус. пер.Стравинский И., Хроника моей жизни, Л., 1963); Beaumont С., Michel Fokine and his ballets, L., 1935. .