Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - фриде н. а.

Фриде н. а.

Нина (наст. имя Антонина) Александровна (10(22) I, по уточнённым данным, 1859 (разл. источники указывают и 1862, 1864, 1865), Петербург 16 III 1942, Ленинград) рус. певица (меццо-сопрано). В детстве обучалась игре на фп. у своей матери, ученицы А. Г. Рубинштейна. В 1874 поступила в Петерб. консерваторию, где занималась по классу фп. у К. К. Фан-Арка, затем по классу пения у Н. А. Ирецкой. С 1880 совершенствовалась в Париже у С. Маркези и в Италии под рук. А. Буцци и Дж. Ронкони. 18 окт. 1882 успешно выступила на оперной сцене "Т-р Никколини" во Флоренции, исполнив партию Пьеротто ("Линда ди Шамуни" Доницетти), затем в течение неск. месяцев пела в Барселоне. В 1884-91 и 1895-1908 была одной из ведущих солисток Мариинского т-ра (дебютировала в партии Амнерис). В 1891-95 концертировала в Петербурге, Москве, Одессе, Варшаве, Париже, Монте-Карло и др. Оставив сцену (1908), продолжала выступать в концертах. P. обладала небольшим, гибким, подвижным, прекрасно поставленным высоким меццо-сопрано мягкого бархатного тембра, артистич. талантом. Репертуар Ф. был обширным и разнообразным (св. 50 партий); создала ряд ярких сценич. образов. Больше всего ей удавались лирич. партии. Высоко ценил талант певицы П. И. Чайковский, в операх к-рого Ф. неоднократно выступала (Ольга, Ларина, Няня ("Евгений Онегин"), Любовь ("Мазепа"), Княгиня ("Чародейка"), Иоанна ("Орлеанская дева"), Миловзор (1-я исполнительница, 1890), Полина, Графиня ("Пиковая дама"), Басманов ("Опричник"). Н. А. Римский-Корсаков называл её "идеальной" Любашей (в 1901 Ф. впервые выступила в партии Любаши в "Царской невесте"; Петербург, Мариинский т-р). Среди др. партий: Кончаковна, Рогнеда; Весна ("Снегурочка"), Любава; Фёдор ("Борис Годунов"), Шарлотта ("Вертер"), Зибель, Стефано ("Фауст", "Ромео и Джульетта" Гуно), Урбан ("Гугеноты"), Далила; Фрика и Гримгерда ("Валькирия"). Высокая муз. культура и тонкий художеств. вкус отличали Ф. и как камерную певицу; она участвовала в концертах РМО, Бесплатной муз. школы, в разл. благотворительных концертах; была одной из лучших исполнительниц романсов Римского-Корсакова. Ряд своих романсов ей посв. А. К. Глазунов ("Муза"), М. А. Балакирев ("Я любила его"), Римский-Корсаков ("Вертоград"), Э. Ф. Направник ("Я нарву вам цветов к именинам").

В годы 1-й мировой войны 1914-18 Ф. служила в действующей армии сестрой милосердия. После Oкт. революции 1917 вела активную муз.-обществ. работу, нек-рое время была педагогом Петрогр. консерватории. С 1920 жила в Луге, где преподавала пение в педагогич. техникуме, муз. школе, детском доме, на спец. курсах по подготовке инструкторов-вокалистов для колхозников. С 1941 жила в Ленинграде. Написала "Воспоминания о Чайковском" ("Огонёк", 1940, No 12).

Литература: Н. А. Фриде, "ЕИТ", Сезон 1901/1902. Приложение 1, (СПБ, 1903), с. 15-18; Шампаньер A. M., Русский театр, К., 1905, с. 21-22; Прощальный бенефис Н. А. Фриде, "Русский артист", 1907, No 11; (Н. А. Фриде), "РМГ", 1907, No 50; Юбилей Н. А. Фриде, "Советское искусство", 1939, 10 янв.; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910, Л. М., 1940, с. 134.

А. П. Григорьева.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое фриде н. а.
Значение слова фриде н. а.
Что означает фриде н. а.
Толкование слова фриде н. а.
Определение термина фриде н. а.
fride n. a. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины