Музыкальная энциклопедия - гамбург
Связанные словари
Гамбург
К нач. 19 в. ослабление экономич. положения Г. лишило его политич. самостоятельности. В результате руководства муз. жизнью частными объединениями значительно понизился её уровень. С появлением пароходства и железных дорог настал новый период расцвета Г., продолжавшийся вплоть до 20 в. С 1827 оперы ставятся в новом театр. здании. В 1838 было создано Северонемецкое объединение муз. празднеств, организовавшее регулярные концерты и исполнение ораторий с привлечением широкого круга участников; в 1829 Филармонич. конц. об-во. В муз. жизни города как пианист принимал участие в свои юные годы И. Брамс, уроженец Г. В кон. 19 в. в качестве дирижёров в Г. выступали X. фон Бюлов, Р. Штраус, Г. Малер, Ф. Мотль, Г. Леви. Оперы ставились к этому времени на сцене двух т-ров (Городского и "Талия"). Оперный антрепренёр Б. Поль широко пропагандировал творчество Р. Вагнера. В 1895 на основе Союза гамбургских любителей музыки создаётся постоянный симф. оркестр, проводивший концерты для широкой публики. В 1934, объединившись с оркестром гор. т-ра, он получил название Филармония, гос. оркестра. Его виднейшие руководители Э. Йохум и X. Шмидт-Иссерштедт. Установление фаш. диктатуры (1933-45) губительно отразилось на нем. культуре, в т.ч. музыкальной. Резко сократились масштабы конц. и муз.-театр. жизни. В Г. работают Государственная опера (новое здание построено в 1955), Филармонический государственный оркестр, оркестр Северо-зап. нем. радио, Гос. высшая муз. школа (1950), Муз. студия им. Чайковского (1952). При Гамбургском ун-те до 1949 наряду с Научным муз. ин-том существовал Ин-т сравнительного музыковедения.
Литература: Давыдова К., Студия им. Чайковского, "СМ", 1962, No 12; Sittard J., Geschichte des Musikund Concertwesens in Hamburg vom 14. Jahrhundert bis auf die Gegenwart. Altona-Lpz., 1890; Hohne W., Hundert Jahre Musiker-Organisation in Hamburg, Hamb., 1931; Wolff H., Die Barockoper in Hamburg, Bd 1-2, Wolfenbьttel, 1957.X. Зеегер.