Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - гензельт а. л.

Гензельт а. л.

Адольф Львович (12 V 1814, Швабах, Бавария 10 X 1889, Вармбрунн, Силезия) рус. пианист, педагог, композитор. По национальности немец. Учился игре на фп. у И. Н. Гуммеля (Веймар), теории музыки и композиции у З. Зехтера (Вена). В 1836 начал конц. деятельность в Берлине. С 1838 жил в Петербурге, занимаясь гл. обр. преподаванием игры на фп. (среди его учеников В. В. Стасов, И. Ф. Нейлисов, Н. С. Зверев). С 1857 инспектор музыки женских уч. заведений. В 1872-75 редактировал муз. журнал "Нувеллист". В 1887-88 профессор Петерб. консерватории.

М. А. Балакирев, Р. Шуман, Ф. Лист и др. высоко ценили игру Г., считали его выдающимся пианистом. Несмотря на нек-рый консерватизм технич. приёмов, лежавших в основе его пианизма (неподвижность кисти), игра Г. отличалась необыкновенно мягким тушй, совершенством легато, тонкой шлифовкой пассажей, исключительным мастерством в областях техники, требующих большого растяжения пальцев. Излюбленными пьесами в его пианистич. репертуаре были произв. К. М. Вебера, Ф. Шопена, Ф. Листа.

Г. автор мн. фп. произв., отличающихся мелодичностью, изяществом, хорошим вкусом, превосходной фп. фактурой. Нек-рые из них входили в конц. репертуар выдающихся пианистов, в т. ч. А. Г. Рубинштейна. Лучшие из соч. Г.: первые две части концерта для фп. с орк. (ор. 16), 12 "концертных этюдов" (ор. 2; No 6 "Будь я птицей, к тебе бы полетел" самая популярная из пьес Г.; имеется также в обр. Л. Годовского), 12 "салонных этюдов" (ор. 5). Г. принадлежат также конц. транскрипции оперных и орк. произв. Особенно выделяются обработки для фп. рус. нар. песен и произв. рус. композиторов (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский, М. Ю. Виельгорский и др.). Произв. Г. сохранили значение только для педагогики (в частности, для развития техники широко расположенных арпеджий). Г. редактировал фп. произв. Вебера, Шопена, Листа и др., а также составил руководство для учителей музыки: "На многолетнем опыте основанные правила преподавания фортепианной игры" (СПБ, 1868).

Литература: Рубинштейн A., Музыка и её представители, М., 1891; Серов A., Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892-95; Ф. (Финдейзен Н.), Адольф Гензельт, "РМГ", 1899, No 37; Бессель В., Три великих пианиста: Франц Лист, Адольф Гензельт и Антон Рубинштейн, "РМГ", 1902, No 45; Александрова-Левинсон А. Я., Воспоминание о А. Л. Гензельте, "РМГ", 1914, No 30-31; Алексеев A., Русские пианисты. (Очерки и материалы по истории пианизма, вып. 2), М.-Л., 1948; Музалевский В. И., Русская фортепианная музыка, М.-Л., 1949; Lenz W., Die Grossen Pianoforte-Virtuosen unserer Zeit aus persцnlicher Bekanntschaft. Liszt. Chopin. Tausig. Henselt, В., 1872; Adaiewsky E., Ad. Hйnselt, quelques aperзus de sa mйthode d'enseignement, "RMI", 1914, No 2,

Я. И. Мильштейн.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое гензельт а. л.
Значение слова гензельт а. л.
Что означает гензельт а. л.
Толкование слова гензельт а. л.
Определение термина гензельт а. л.
genzelt a. l. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины