Музыкальная энциклопедия - глиэр р. м.
Связанные словари
Глиэр р. м.
В первые годы после Великой Окт. социалистич. революции вёл муз.-просветительную работу в красноармейских и рабочих аудиториях. В 1920-22 зав. муз. секцией Моск. отдела нар. образования, сотрудник Муз. отдела Наркомпроса РСФСР, чл. этнографич. секции Моск. пролеткульта. В 1938-48 пред. Оргкомитета Союза советских композиторов. С 1908 выступал как дирижёр (в 1906-08 брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии). В кон. 30-х гг., а также в 1947 и 1950 предпринял несколько гастрольных поездок по Сов. Союзу, выступая с авторскими концертами.
Творчество Г. тесно связано с традициями рус. муз. классики. Для произв. Г. характерны теплота и искренность высказывания, отмеченные широкой мелодич. распевностью; музыка Г. одновременно подкупает изяществом гармонии, ясностью и стройностью форм. В целом композитору свойственна эмоцион. уравновешенность, в его сочинениях доминируют светлые, лирич. и эпически-повествоват. настроения. Муз. наследие Г. велико и разнообразно по жанрам. Крупной вехой в истории отечеств. балета стал "Красный мак" (1927, Большой т-р, Москва), первый сов. репертуарный балет на совр. революц. тему. Широкую популярность получил балет Г. "Медный всадник" (по А. С. Пушкину, 1949, Ленингр. т-р оперы и балета), в к-ром эпизоды тонкой, проникновенной лирики чередуются с торжественными, славящими рус. народ. В этих произв. Г., как и во мн. других, органично претворены интонации рус. нар. песен и танцев. Композитор также использует в своём творчестве фольклорные источники и др. народов Сов. Союза. Его оперы "Шахсенем" (1927, Азерб. т-р оперы и балета), "Лейли и Меджнун" (соавтор Т. Садыков, 1940, Узб. т-р оперы и балета) и "Гюльсара" (соавтор тот же, 1949, там же) стали значит, вехой в становлении азерб. и узб. муз.-театр. культур. В этих произв. Г. соединил своеобразные черты иск-ва народов Закавказья и Ср. Азии с приёмами рус. классич. муз. школы. Неоднократно обращался композитор и к укр. фольклорному материалу (симф. картина "Запорожцы" 1921, симф. поэма "Заповит" 1941, и др.).
Отличительные черты симф. произв. Г. монументальность образов, яркая живописность, картинность, колористич. изысканность, тяготение к программности. Наиболее ярко проявились они в 3-й симфонии ("Илья Муромец", 1909-11), продолжающей традиц. для рус. музыки линию эпич. симфонизма. Одно из центр. мест в творчестве Г. принадлежит концерту для голоса с оркестром (1943), насыщенному задушевными песенными оборотами. Среди камерных произв. популярность получил 4-й струн, квартет (1946). Г. автор большого числа произв. для разл. инструментов (гл. обр. фп.), занявших прочное место в учебно-педагогическом репертуаре.
Сочинения: оперы опера-оратория Земля и небо (по Дж. Байрону, 1900), Шахсенем (1923-25, пост. 1927 на рус. яз., Баку; 2-я ред. 1934, на азерб. яз., Азерб. т-р оперы и балета, Баку), Лейли и Меджнун (по поэме А. Навои, соавтор Т. Садыков, 1940, Узб. т-р оперы и балета, Ташкент), Гюльсара (соавтор Т. Садыков, пост. 1949, там же), Рашель (по Г. Мопассану, конц. исп. 1947, артистами Оперно-драматич. т-ра им. К. Станиславского, Москва); муз. драма Гюльсара (текст К. Яшена и М. Мухамедова, музыка собрана Т. Джалиловым, записана Т. Садыковым, обработана и оркестрована Г., пост. 1936, Ташкент); балеты Хризис (1912, Интернац. т-р, Москва), Клеопатра (Египетские ночи, по А. С. Пушкину, 1926, Муз. студия Художественного т-ра, Москва), Красный мак (с 1957 Красный цветок, пост. 1927, Большой т-р, Москва; 2-я ред., пост. 1949, Ленингр. т-р оперы и балета), Комедианты (Дочь народа, по пьесе "Фуэнте Овехуна" Лопе де Вега, 1931, Большой т-р, Москва; 2-я ред. под назв. Дочь Кастилии, 1955, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), Медный всадник (по поэме А. С. Пушкина, 1949, Ленингр. т-р оперы и балета; Гос. пр. СССР, 1950), Тарас Бульба (по повести Н. В. Гоголя, соч. 1951-52); кантата Слава Советской Армии (1953); для орк. 3 симфонии (1899-1900; 2-я1907; 3-я Илья Муромец, 1909-11); симф. поэмы Сирены (1908; Глинкинская пр., 1908), Заповит (памяти Т. Г. Шевченко, 1939-41); увертюры Торжественная увертюра (К 20-летию Октября, 1937), Ферганский праздник (1940), Увертюра на славянские народные темы (1941), Дружба народов (1941), Победа (1944-45); симф. картина Запорожцы (1921); концерты с орк. для арфы (1938), для голоса (1943; Гос. пр. СССР, 1946), для влч. (1947), для валторны (1951); для духового орк. На праздник Коминтерна (фантазия, 1924), Марш Красной Армии (1924), 25 лет Красной Армии (увертюра, 1943); для орк. нар. инструментов Симфония-фантазия (1943); камерно-инстр. орк. произв. 3 секстета (1898, 1904, 1905 Глинкинская пр., 1905); 4 квартета (1899, 1905, 1928, 1946 No 4, Гос. пр. СССР, 1948); для фп. 150 пьес, в т.ч. 12 детских пьес средней трудности (1907), 24 характерные пьесы для юношества (4 тетр., 1908), 8 лёгких пьес (1909) и др.; для скр., в т.ч. 12 дуэтов для 2 скр. (1909); для влч. свыше 70 пьес, в т.ч. 12 листков из альбома (1910); романсы и песни ок. 150; музыка к драматическим спектаклям и фильмам.Литература: Бэлза И., Концерты Глиэра, М., 1955; его же, Р. М. Глиэр, М., 1962; Катонова С, Балеты Р. М. Глиэра, М., 1960; Петрова H., P. M. Глиэр. 1875-1956. Краткий очерк жизни и творчества, Л., 1962; Леонова М., Симфонические произведения P.M. Глиэра. Справочник-путеводитель, М., 1962; Яголим Б., Р. М. Глиэр. Нотографический справочник, М., 1964; Р. М. Глиэр. Статьи. Воспоминания. Материалы, т. 1-2, М.-Л., 1965-67. Г. М. Цыпин.