Музыкальная энциклопедия - глушковский а. п.
Связанные словари
Глушковский а. п.
Адам Павлович (1793 ок. 1870) рус. артист балета, балетмейстер. Окончил Петерб. балетную школу в 1809, учился у И. И. Вальберха и Ш. Л. Дидло. В 1808-11 танцевал на петерб. сцене, с 1812 первый танцовщик и балетмейстер в Москве, преподаватель Моск. балетной школы. После 1817 перешёл на пантомимные и характерные роли, в 1831 оставил исполнит. деятельность и до 1839 был гл. режиссёром моск. балетной труппы. Возглавив моск. балетный театр в период Отечеств. войны 1812, Г. передал патриотич. подъём народа, поставив 20 балетов-дивертисментов на рус. нар. темы: "Филатка с Федорой у качелей под Новинским" (1815), "1 мая, или Гулянье в Сокольниках" (1816) (оба на муз. С. И. Давыдова), "Торжество россиян, или Бивак под Красным" (1816), "Казаки на Рейне" (1817) (оба на сборную музыку) и др. В них Г. пропагандировал нац. фольклор, дал образцы театрализации рус. нар. плясок. Тогда же ставил многоактные балеты-мелодрамы в стиле "романа ужасов" на музыку, подобранную капельмейстером М. Ф. Керцелли: "Развратный, или Вертеп разбойников" (1814), "Смерть Рожора, ужаснейшего атамана разбойников..." (1816) и др. В 1817 перенёс на моск. сцену балет Дидло "Зефир и Флора" с музыкой К. А. Кавоса (всего Г. воспроизвёл 14 балетов Дидло). Нек-рые из них обрели в трактовке Г. особую остроту свободолюбивых мотивов раннего романтизма ("Венгерская хижина" А. Венюа, 1819). Г. поставил первый балет на сюжет А. С. Пушкина: "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника" Шольца (1821). Роль Руслана исполнял сам балетмейстер. Эффектное феерич. зрелище прожило на моск. сцене 10 лет, а в 1824 было перенесено и в Петербург. Воздействия романтич. мелодрамы сказались в дивертисменте Г. "Праздник гарема" (на темы "Бахчисарайского фонтана"), включённом в постановку "Керим-Гирея" Шаховского (1827), и балете "Чёрная шаль, или Наказанная неверность" (1831) (оба на сборную музыку). К романтич. балетной пушкиниане Г. примыкает трёхактный балет "Три пояса, или Русская Сандрильона" на музыку Шольца (1826), по мотивам сказки В. А. Жуковского.
Театрализация рус. муз.-плясового фольклора, свободолюбивых образов поэзии рус. романтизма, развитие на рус. нац. почве эстетич. опыта Дидло определяют прогрессивное значение творчества Г. для балетного театра 1810-30-х гг. Г. первый теоретик и историк рус. хореографии. Его лит. труды содержат ценные сведения и размышления о балете 1-й пол. 19 в.
Сочинения: Из воспоминаний о знаменитом хореографе К. Л. Дидло, "Москвитянин", 1856, т. 1, кн. 4, с. 385-412; Воспоминания балетмейстера, (вступит. ст. Ю. Слонимского), Л.М., 1940.Литература: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.М., 1958; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959.В. М. Красовская.Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое глушковский а. п.
Значение слова глушковский а. п.
Что означает глушковский а. п.
Толкование слова глушковский а. п.
Определение термина глушковский а. п.
glushkovskiy a. p. это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):