Музыкальная энциклопедия - горский а. а.
Связанные словари
Горский а. а.
Александр Алексеевич (6(18) VIII 1871, Петербург 20 X 1924, Москва) рус. артист балета, педагог и балетмейстер. Засл. арт. имп. (позднее гос. академия.) театров (1915). Учился в Петерб. театр. уч-ще у П. К. Карсавина и М. И. Петипа (окончил в 1889). В 1889-1900 был танцовщиком Мариинского т-ра (Петербург). С 1901 режиссёр балета, в 1902-24 балетмейстер Большого т-ра (Москва).
На деятельность Г.-хореографа оказали влияние передовые поиски режиссёров и художников Частной оперы Мамонтова и МХТа. Знаток спектаклей Петипа, Г. шёл от буквальных повторов его постановок на моск. сцене ("Спящая красавица", 1899; "Раймонда", 1900) к творческой переработке, заботясь о логике и стройности сюжета, режиссуре ансамблей.
Значит. художеств. явлением была его постановка балета "Дон Кихот" (1900, Большой т-р). Г. решительно обновлял репертуар Большого театра под знаком драматизации действия в переработанных им балетах: "Баядерка" Минкуса (1904), "Коппелия"; "Дочь фараона" Пуньи (оба в 1905) и др. В то же время в пост. Г. танец, подчинённый логике поступков и ситуаций, утрачивал обобщающие свойства, на первый план выходила пантомимная зрелищность, музыке отводилась иллюстративная роль ("Дочь Гудулы" Симона, по роману "Собор Парижской богоматери" Гюго, 1902; "Саламбо" Арендса, 1910). Среди др. пост.: "Любовь быстра!" на муз. Грига, "Шубертиана". В 1916 Г. впервые осуществил опыт балетной пост. симфонии (5-я симфония Глазунова, 1916). В сов. время пост.: "Стенька Разин" на муз. Глазунова (1918), "Вечно живые цветы" Асафьева (1922), "Щелкунчик" (1919) и др. Прогрессивные для своего времени, хотя и противоречивые поиски Г.сказались в практике сов. хореографич. режиссуры 1930-40-х гг.
Литература: Бахрушин Ю., Александр Алексеевич Горский, М.-Л., 1946; Мартынова О., Екатерина Гельцер, М., 1965; Суриц Е., Первый московский "Щелкунчик", "Театр", 1969, No 4, с. 86-94; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, ч. 1. Хореографы, Л., 1971.В. М. Красовская. .