(нем. Mundharmonika, франц. harmonica а bouche, англ. mouth harmonica или mouth organ) духовой язычковый инструмент. Представляет собой комплект металлич. проскакивающих язычков, укреплённых по обе стороны планки, к к-рой примыкает деревянная (или пластмассовая) пластинка с прорезями, направляющими струю воздуха к язычкам. Прототипом Г. г. был инструмент Mundдolinе, сконструиров. в 1821 берлинским инстр. мастером К. Ф. Л. Бушманом. Наиболее распространены Г. г. системы Рихтера, книтлингеновская (названа по городу, в к-ром началось её произ-во) и венская. Г. г. системы Рихтера имеет объём 3 октавы; в нижней отсутствуют IV и VI ступени, в верхней VII
ступень; ср.
октава полная. В каждом канале помещается два голоса, один из к-рых звучит при выдохе (тонич. звуки), другой при вдохе (прочие звуки). Чаще всего изготовляется в строях С, G, F и а. На книтлингеновской Г. г. каждый звук для придания ему силы и сочности дублируется октавой или двумя октавами ниже. Г. г. венской системы имеет настройку "тремоло" (два голоса в каждом канале, отличающиеся по высоте звучания на 3-5 колебаний в секунду); изготовляются также однооктавные (с удвоением звуков в октаву) и двусторонние (совмещающие 2 инструмента, настроенные в различных тональностях) венские Г. г. Выпускаются и хроматич. Г. г. постоянная (т. н. "фортепианная") и хромоника, в к-рой с помощью переключателя весь
звукоряд повышается на
полутон, что позволяет извлекать любой звук хроматич. гаммы.
В СССР Г. г. мало распространена но в странах Центр. Европы очень популярна. В конце 20 нач. 30-х гг. 20 в. там появились ансамбли и даже оркестры Г. г. В связи с этим началось произ-во спец. ансамблевых Г. г. басовых, басо-аккордовых, аккордовых. Со временем Г. г. получила распространение и в Америке, Африке, Австралии, в странах Юго-Вост. Азии; появились разл. нац. разновидности Г. г., отличающиеся по форме и звукорядам. Существуют и разл. виды Г. г. с клавишами гармоника-флейта, аккорден, мелодика (клавиэтта, мелодион), гармонетта. Из них особую популярность приобрела появившаяся в нач. 60-х гг. мелодика, снабж. клавиатурой фп. типа. Она находит всё более широкое применение в школьных, молодёжных и проф. ансамблях и оркестрах, в т. ч. и советских.
Литература: Мирек A., Справочник по гармоникам, М., 1968; Herrmann H., Einfьhrung in die Satztechnik fьr Mundharmonika-Instrumente, Trossingen, 1958; Fett A., Die Mundharmonika. Kleine Instrumentenkunde, Trossingen, 1966; его же, Die Melodica, в изд.: Kleine Bьcherei des Harmonika-Freundes XVI, Trossingen, 1966.
Г. И. Благодатов.