(Guglielmi) Пьетро Алессандро (9 XII 1728, Масса-Каррара 18 XI 1804, Рим) итал.
композитор и
капельмейстер. Музыке обучался у своего отца, придв. капельмейстера Дж. Гульельми, и у Ф. Дуранте в консерватории в Неаполе. Как композитор дебютировал в 1755. С 1762 был придв. капельмейстером в Дрездене и Брауншвейге. В 1767-72 работал в Королевском т-ре в Лондоне, где ставил свои оперы и дирижировал ими. Вернувшись в Италию, занимался преим. композицией. Операм Г. свойственны типич. черты итал. комич. оперы 18 в. яркость колорита и ритмич. гибкость; непосредственность выражения чувств, живость сценич. ситуаций. Г. принадлежит также мн. вок., симф. и камерно-инстр. произв. (в т.ч. и церк.). С 1793 капельмейстер собора св. Петра в Риме.
Сочинения: оперы (ок.100), в т.ч. (пост. в Лондоне) Ифигения в Авлиде (1768), Эцио (1770), Безумие Орландо (Le Pazzie di Orlando, 1771), Карнавал в Венеции (Il carnevale di Venezia, 1772), Деметрий (1772); (пост. в Венеции) Мирандолина (1773), Томира, царица Скифская (Tomiri, regina de Sciti, 1795, в 1800 пост. также в Петербурге), Эней и Лавиния (1785), Благородная пастушка (La pastorella nobile, 1788), Прекрасная рыбачка (La bella pescatrice, 1789); Влюбленная служанка (La serva innamorata, 1790); 9 ораторий; орк. и камерные произв., церк. музыка.
Сын Г. Пьетро Карло Г., прозв. Гульельмини (Guglielmini) (ок. 1763, Неаполь или Рим 28 II 1817, Неаполь), итал. композитор и капельмейстер. Учился в консерватории в Неаполе. Как композитор дебютировал в 1794 (опера "Деметрио", Мадрид). Представитель неаполитанской оперной школы, непосредств. предшественник Дж. Россини, Г. написал св. 40 опер. Излюбленным жанром композитора была опера-буффа. Среди его опер: "Выбор жениха" ("La scelta dello sposo", 1805, Венеция), "Любовь всё побеждает" ("Amor tutto vince", 1805, Неаполь), "Две свадьбы, но один муж" ("Due nozze e un sol marito", 1806, Лондон), "Открытая война, или Астуция против Астуция" ("Guerra aperta ossia Astuzia contro Astuzia", 1807, Рим) и др. В 1817 в Неаполе с большим успехом была пост. последняя опера Г. "Паоло и Виргиния". Г. принадлежит также ряд опер-сериа ("Ромео и Джульетта", 1810, Лондон, и др.). С 1814 Г. был придворным капельмейстером герцогини Беатриче в Масса-Каррара.