Музыкальная энциклопедия - гвидо д'ареццо
Связанные словари
Гвидо д'ареццо
Один из наиболее значит. реформаторов в области муз. практики средневековья. Образование получил в монастыре Помпоза (близ Феррары). Ок. 1025 стал монахом бенедиктинского монастыря в Ареццо (Тоскана), где руководил детским хором кафедральной школы. Ввёл в употребление 4-линейный нотный стан с буквенным обозначением высоты звука на каждой линии; из этих букв впоследствии образовались ключи. Реформа нотного письма Г. д'А., создав предпосылки для точной записи муз. произв., сыграла значит. роль в развитии композиторского творчества и легла в основу совр. нотации. Для облегчения певцам точного исполнения нотной записи Г. д'А. ввёл шестиступенный звукоряд с определённым соотношением интервалов (см. Гексахорд) и слоговыми обозначениями ступеней (ut, re, mi, fa, sol, la). Эти назв. произошли из начальных слогов первых шести строк латинского гимна св. Иоанну (по легенде покровитель певцов).
Сочинения: Aliae Regulae, предисл. к Antiphonerium, 1028; Micrologus de disciplina artis musicae (1025-1026); Regulae rhytmicae; Epistola ad Michaelem de ignoto cantu (1028-1029).Литература: Kiesewetter R., Guido von Arezzo, Lpz., 1840; Smits van Waesberghe J., De musicopaedagogico et theoretico Guidone Aretino eiusque vita et moribus, Firenze, 1953; Оesch H., Guido von Arezzo, Bern, 1954.