Музыкальная энциклопедия - хаба а.
Связанные словари
Хаба а.
(Haba) Алоис (21 VI 1893, Визовице 18 XI 1973, Прага) чеш. композитор, теоретик, педагог, муз.-обществ. деятель. Засл. арт. ЧССР (1964). Учился по композиции у В. Новака в Пражской консерватории (1914-15), у Ф. Шрекера в Академии музыки и сценич. иск-в в Вене (1918-20) и у него же в Высшей школе музыки в Берлине (1920-23). Руководил отделением 1/4 и 1/6 тоновой музыки в Пражской консерватории (1923-45) и в Академии изящных иск-в (1946-49); среди учеников В. Добиаш, Я. Ежек, Й. Пауэр, К. Райнер, М. Ристич, М. Колесса. После 1945 участвовал в строительстве социалистич. культуры ЧССР. В 1945-1948 директор Большого оперного т-ра им. 5 мая (с 1948 Т-р им. Б. Сметаны), в 1945-50 пред. Союза по охране авторских прав; один из основателей Синдиката (1946) и Союза чехосл. композиторов (1949). Создатель четвертитоновой системы, принцип к-рой стремился вывести из моравского и словацкого народного исполнительства. Применял и системы композиции в 1/3, 1/6, а также 1/12 тона (комбинация 1/4и 1/6-тоновых систем); X. писал и двенадцатитоновую музыку; его двенадцатитоновая (полутоновая) система отличается от додекафонии тем, что имеет звуковой центр и совмещается с использованием элементов натуральных, т. е. средневековых ладов, или церковных, по его терминологии. В своих муз. научно-теоретич. трудах X. пытался обосновать применяемые им системы композиции, сформулировать закономерности атональной гармонии, ввёл свои определения тональности, политональности, атональности, звукового центра и др.
Один из ведущих деятелей чеш. муз. авангарда 1920-1930-х гг., X. создал ряд соч. прогрессивной идейной направленности, в т. ч. оперы "Мать" и "Новая земля", цикл муж. хоров "День трудящегося" (к 15-й годовщине победы Oкт. революции 1917 в России), массовые антифашистские песни и др. Однако муз. язык мн. его произв., основанный на 1/4-тоновой и др. подобных ей системах, затрудняет восприятие его музыки, что приводит к противоречию с демократич. идеями композитора. Распространение его соч. подобного рода ограничивает и необходимость изготовления спец. инструментов (лишь на струнных любые доли тонов легко извлекаются без изменения их конструкции). Автор статей в чеш. и заруб. печати.
Сочинения: оперы Мать (Matka, 1/4-тоновая, на собств. либр., 1931, Мюнхен), Новая земля (Novб zeme, 1/2-тоновая, по Ф. В. Гладкову, 1936), Да приидет царствие твое, или Безработные (Prijd' krбlovstvi Tvй, Nezamestnanн, 1/6-тоновая, на собств. либр., 1942); кантата За мир (Za mнr, 1949); для оrк. увертюра (1920), симф. фантазия Дорога жизни (Cesta zivota, 1/2-тоновая, 1933), Валашская сюита (Valasskв suita, 1953); для инструмента с ор к.симф. фантазия для фп. (1921), концерты для скр. (1955), альта (1957); камерно-инстр. ансамбли 16 струн. квартетов (1/2-, 1/4-, 1/5-, 1/6-тоновые, 1919-67), 4 нонета (1931-71); хоры 5 смешанных хоров (1/4-тоновые, 1932), День трудящегося (Pracujнcн den, 10 муж. хоров, 1932), 3 мужских, в т. ч. Мюнхен (1948), Мир (Mнr, на собств. текст, 1948); для фп. сонаты (1918, 1947), сюита фуг (1918), 6 сюит (1922-59), 11 фантазий (1/4-тоновые, 1923-59), 6 настроений (1971), 6 пьес (1920); для органа фантазия, фантазия и фуга (оба соч.1951); соната для арфы; пьесы для гитары, для гармониума (1/6-тоновые), для деревянных и медных духовых; песни (с фп.) Поэзия жизни (Poesie zivota, 1943), Возлюбленные (Milenci), 7 песен на сл. Б. Бенешовой (1944), 5 моравских нар. любовных песен (1944) идр.; цикл 12 песен (с 1/4-тоновой гитарой, 1943); детские и массовые песни.Литературные сочинения: Harmonickй zбklady ctvrttunуvй soustavy, Praha, 1922; О psychologii tvorenн, pohybovй zбkonitosti tуnovй a zбkladech novйho hudebnнho slohu, Praha, 1925; Neue Harmonielehre des diatonischen, chromatischen, Viertel-, Drittel-, Sechstelund ZwцlftelTonsystems, Lpz., 1927; Vitиzslav Novбk, Praha, 1940; Mein Weg zur Viertel-und Sechsteltonmusik, Dьsseldorf, 1971.Литература: Stuckenschmidt H. H., Neue Musik zwischen den beiden Kriegen, Bd 2, В., 1951; Musik der Zeit, hrsg. von H. Lindlar, H. 8, Bonn, 1954; Соllaer P., La musique moderne, 1905-1955, P.-Brux., 1955; Risinger K., Vudcн osobnosti ceskй modernн hudebnн teorie, Praha, 1963; его же, Intervalovэ mнkrokosmos, Praha, 1971; Кuna M., Torzo vztahu lidskйho a umeleckйho (Korespondence Aloise Hбby Vбclavu Talichovi), "Hudebnн vйda", 1971, roc. 8, No 1; Vysоuzil J., Alois Hбba. Zivot a dнlo, Praha, 1974; его же, Alois Hбba und die Dodekaphonie, "SMz", 1978, No 2.В. Н. Егорова.Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое хаба а.
Значение слова хаба а.
Что означает хаба а.
Толкование слова хаба а.
Определение термина хаба а.
haba a. это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):