Музыкальная энциклопедия - хантыйская и мансийская музыка
Связанные словари
Хантыйская и мансийская музыка
X. и м. м. преим. монодич. типа (как и музыка устной традиции венгров, образующих с хантами и манси угорскую группу), гл. обр. одноголосная вокальная, но с элементами гетерофонно-бурдонного многоголосия (в вокальных соч. благодаря инструментальному сопровождению). Преобладают диатонические лады (с пентатонич. основой), характерно альтерационно-орнаментальное развитие с использованием интервалов, отличающихся от равномерно темперированных. Темпоритмич. развитие многообразно, используются гл. обр. метры 4/4 и 3/4 (сложные метры встречаются реже). От начала к концу произв. или цикла в целом темп обычно ускоряется, метроритм активизируется, громкость усиливается, происходит постепенное изменение исходной тональности (на секунду терцию вверх). Все формы X. и м. м. (с характерной квадратностью её строфопериодов) от простых танц. и бытовых напевов и наигрышей до обрядовых вокально-инструментальных композиций, циклов ("Ойкэ Уй ат эргы" "Пять песен Медведя" манси) основаны на широком использовании разл. приёмов ритмомелодич. развития (гл. обр. импровизационно-вариативного типа).
Осн. формы бытования X. и м. м. преим. сольные песни, сольные инстр. наигрыши и пьесы, танцевальная музыка, музыка религиозных ритуалов, а также музыка эпоса (напевно или речитативно исполняемые сказания). Ханты и манси отличаются исключит. музыкальностью. Каждый человек имеет как минимум две собственные личные именные песни (у хантов маарэм, у манси амки эргум) : детскую личную именную песню, подаренную ребёнку вскоре после рождения матерью, и взрослую личную именную песню, сочинённую им к совершеннолетию (нек-рые имеют также личный именной инстр. наигрыш). Эти песниобереги, призванные охранять и приносить счастье, сопровождают их владельца всю жизнь. Реже встречается третья разновидность личных именных песен песня-автобиография, сочиняемая пожилым человеком в предчувствии смерти. Нар. музыканты, как правило, сами изготовляют традиц. муз. инструменты, среди них: струнные 3-5-струнная цитра-"лодка" (у хантов нарс-юх, у манси сангквалтап), 9-13-струн. угловая арфа-"журавль", или "лебедь" (у хантов -тоорсапт-юх, уманси торысыпь йив), 1-2-струн. скрипка (у хантов нерьпь, у манси нэрнэ-йив) и скрипочка (у хантов нинг-юх), муз. лук (у мансиёвт); самозвучащие деревянный или костяной варган-зубанка (у хантов тумран, у манси тумра), деревянная трещотка (у хантов тори-нёдэль, у манси тарих-нёле), деревянная жужжалка (у манси пыгалка), деревянная чуринга-завывалка (у манси вот-вовнэ-тоул-парт "дощечка, вращением вызывающая ветер"); бубен (у манси коюп) с бубенцами-колокольчиками (у манси лонхансяп) и с колотушкой (у манси няли); духовые свистки, дудки, пищалки и т. п. из дерева, тростника, кости, пера. Особые инструментальные пьесы пляски кукол-человечков (у манси акань йикв), связанных нитями с пальцами играющего на "лодке", а ныне балалайке, ассоциируются с инстр.-кукольными играми "козликов-марионеток" у народов Среднего Востока.
Характер древней трудовой деятельности хантов и манси, полуоседлого быта таёжных рыбаков-охотников, их религиозно-мифологич. мировоззрение предопределили самобытную систему образности X. и м. м., где большую роль играют образы мудрого, мужественного умелого охотника, рыбака и оленевода, хозяина леса Медведя (как бы представителя верховного бога Нуми Торума на земле), лебедя, журавля, коня, лося и др. животных, растений, рек, леса, гор и др. образы природы.
Среди жанров песен хантов и манси: трудовые (охотничьи, рыбацкие, оленеводческие), календарные, семейно-бытовые колыбельные (у хантов нюхатли ариль, у манси няврамэ улылы) и лирические (в т. ч. любовные); героич. песни-сказания и историчю песни; личные именные; танцевальные; тотемизмо-религиозные песни медвежьи (правильнее песни Медвежьего игрища, у манси Уй йиквавэ эры), песни о Торуме (уманси Нумптормасьэрги), мухоморные, песни опьянения (у мапси айем эрги), камлания; совр. патриотич. песни о новой жизни, шуточные и сатирич. песни, частушки и др.
Наиболее ранние из дошедших до нас описаний музицирования у хантов и манси фрагментарны, содержатся в рус. летописях 11-14 вв., разрядных книгах 15 в., "Sarmatiae Europae descripto" А. Гваньини (1578) и др. Первые записи (на фонографе) X. и м. м. сделаны в 1905 А. Каннисто (часть их нотных транскрипций опубликована им в 1931, другие в 1937 А. Вяйзяненом). Звукозаписи делали В. В. Сенкевич (1934), Л. А. и Н. М. Бачинские (1938), В. Штейниц (1939), С. Н. Кондратьева (1972), И. А. Богданов (1975-77), А. М. Айзенштадт (1976), И. Н. Рюйтель (1977) и др. Первое исследование X. и м. м. (А. Вяйзянен, по материалам А. Каннисто) издано в 1939 в Финляндии. В СССР ведётся работа по собиранию и описанию, изучению и пропаганде X. и м. м. Опубликованы статьи и материалы Е. В. Гиппиуса, H. M. Бачинской, В. В. Сенкевич-Гудковой, Богданова, Рюйтель и др. Изданы сб-ки, включающие ноты и тексты X. и м. м. (песни): "Северные россыпи" (Салехард, 1962), "Ямальские зори" (Тюмень, 1966), "Избранные песни финноугорских народов" (Таллин, 1970), выпущена первая грампластинка "Хантыйские песни" (М., 1978).
Появляются новые формы музицирования. Начиная с 1920-х гг. X. и м. м. исполняется на олимпиадах, смотрах и фестивалях нар. иск-ва. С 1960-х гг. дети хантов и манси получают образование в детских муз. школах и муз. уч-щах. С 1975 нар. музыканты выступают на всесоюзных и межреспубликанских муз.-этнографич. концертах в Москве, Тарту, Таллине.
Сюжеты и мелодии X. и м. м. используются в творчестве сов. композиторов ("Семь песен хантыйских детей" Е. К. Голубова и др.).
В Ханты-Мансийском авт. округе работают (1980): 20 муз. школ, самодеят. ансамбли песни и танца "Миснэ" (осн. в 1973, г. Ханты-Мансийск Тюменской обл.), "Ёшк най" ("Казымчанка", осн. в 1976, с. Казым Березовского р-на).
Литература: Гиппиус Е. В., Программно-изобразительный комплекс в ритуальной инструментальной музыке "Медвежьего праздника" у манси, в сб.: Теоретические проблемы народной инструментальной музыки, М., 1974; Бродский И. A., (О ханты-мансийской музыко-этнологической экспедиции 1975 года), "Советская этнография", 1976, No 3, с. 164-65; его же, К изучению этномузыкальных связей финно-угорских народов и народов Сибири Дальнего Востока (по материалам экспедиций и стационарных записей автора 1959-76 гг.), в сб.: Музыкальный фольклор финно-угорских народов и их этномузыкальные связи с другими народами, Тал., 1976; Владыкина-Бачинская Н. М., "Богатырь Кедровое ядрышко (пупыг-мойт)"песня-сказка манси, в сб.: Музыкальное наследие финно-угорских народов, Тал., 1977; Рюйтель И., Пятнадцать хантыйских народных мелодий из наследия В. Штейница, там же; Викар Л., Публикации и исследования музыки финно-угорских народов СССР в Венгерской Народной Республике, там же; Шешкин П. Е., Первые нотные записи мансийских песен, в сб.: Музыкальный фольклор финно-угорских народов: архаика и современность, Тал., 1979; Pallas P. S., Reise durch verschiedene Provinzen des russischen Reichs, Bd 2, Buch 1, St. Petersburg, 1773 (рус. пер. Паллас П. С, Путешествие по разным местам Российского государства..., ч. 2, кн, 1, СПБ, 1786; Vдisдnen А. О., Die Leier der Ob-Ugrischen Vцlker, Hels., 1931 (в серии -"Eurasia septentrionalis antiqua"); его же, Untersuchungen ьber die Ob-Ugrischen Melodien, Hels., 1939; Соllaer P., Chants et airs des peuples de l'Extrкme-Nord (Sibйrie), P., 1960.И. A. Богданов.