Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - хейфец я.

Хейфец я.

(Heifetz) Яша (Иосиф Робертович (Рувимович)) (p. 20 I (2 II) 1901, Вильнюс) амер. скрипач и педагог. С 3-летнего возраста учился игре на скрипке у своего отца, скрипача-самоучки, в 1905-09 у Э. Я. Малкина в Вильнюсской гор. муз. школе. Впервые выступил публично в 6-летнем возрасте в 1907 в Каунасе, исполнив с местным оркестром скрипич. концерт Ф. Мендельсона и покорив публику исключит. технич. мастерством, красивым звуком, экспрессией. С 1910 занимался в Петерб. консерватории у И. Р. Налбандяна, ассистента Л. С. Ауэра, затем у Ауэра. В 1911 дебютировал в Петербурге (играл концерт Мендельсона с оркестром под упр. А. К. Глазунова). Начало мировой славе X. положили концерты в 1912 в Берлине, где он выступал с Берлинским филармоническим оркестром под упр. В. И. Сафонова (24 мая) и А. Никита (28 сент.); затем гастролировал в Гамбурге, Праге и др. европ. городах (за год дал 15 концертов), в 1913 в Лейпциге и Вене с оркестром под упр. Сафонова, а также в Петербурге, городах Украины и Белоруссии. 12-летний скрипач исполнял (кроме концерта Мендельсона) концерты с оркестром П. И. Чайковского, Г. Эрнста, М. Бруха, пьесы Н. Паганини, И. С. Баха, П. Сарасате, Ф. Крейслера. Несмотря на то что X. играл на трёхчетвертной скрипке, он уже поражал слушателей полнотой и необычайной красотой звука, выразительностью, блистательной виртуозностью и лёгкостью исполнения, безупречным вкусом и артистизмом. Критика уже в те годы отмечала его серьёзные достижения в области интерпретации. В 1916 в составе класса Ауэра гастролировал в странах Скандинавии. В 1917 (подписав контракт на серию выступлений) поселился в США. После успешного дебюта в "Карнеги-холл" 27 окт. 1917 совершил большое исключительно успешное конц. турне по США, затем по др. странам. Выступал в Англии (1920), Австралии (1921), в странах Азии (1923), Лат. Америки и Ближнего Востока (1926). В 1934 посетил СССР (проезжая через фашистскую Германию, отказался играть в нем. городах), дал 6 концертов в Москве и Ленинграде, прошедших с огромным успехом; общался со студентами Моск. и Ленингр. консерваторий (выступал перед ними и беседовал о методике исполнительства и преподавания скр. игры). С кон. 40-х гг. стал меньше гастролировать (сказался перенесённый им перелом бедра). Почти прекратил выступления в сер. 60-х гг. (в 1962 дал всего 6 концертов; на одном из последних выступлений по амер. телевидению в день своего 70-летия в 1971 исполнил скр. миниатюры). С 1959 преподаёт, руководит классом высшего скр. мастерства в ун-те Юж. Калифорнии; среди его немногочисл. учеников Э. Фридман (лауреат 3-го Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского в Москве). Много выступал и как ансамблист с пианистом Арт. Рубинштейном, в трио с Г. П. Пятигорским и альтистом У. Примрозом. Имеется св. 170 грамзаписей игры X. (соло и в ансамбле). В репертуаре X. почти вся мировая скр. лит-ра; наряду с широко известными произв. он играл также забытые и редко исполняемые соч.концерты Л. Шпора, А. Вьётана, М. Бруха, пьесу "Венгерские напевы" Г. Эрнста и др. Для X. написан и посв. ему ряд произв. для скрипки (с оркестром) концерт М. Кастельнуово-Тедеско (впервые исполнен X. в 1933 с Нью-Йоркским филармонич. оркестром под упр. А. Тосканини) и его же фантазия на темы оперы "Севильский цирюльник", концерты У. Уолтона (1-е исп. X. в 1939), Л. Грюнберга (1-е исп. с Филадельфийским оркестром в 1944), 3-й концерт И. Ахрона, а также фантазия на темы оперы "Кармен" Ф. Ваксмана.

Исполнит. деятельность X. выдающееся явление мирового скр. иск-ва. В игре X. мощный, богатый красками звук редкого по красоте тембра, исключительная по размаху и разносторонности техника, динамичность, эмоциональная насыщенность сочетаются с тщательной продуманностью, гармоничной уравновешенностью всех элементов художеств. интерпретации. Ему в определённой мере свойственны романтич. тенденции, идущие от традиции Г. Венявского и рус. исполнит. школы. X. тяготеет к повышенной экспрессии, патетике, драматизации образов, усилению контрастов. К высшим артистич. достижениям X. принадлежит исп. концертов для скрипки с оркестром И. Брамса, Я. Сибелиуса, А. Вьётана, "Шотландской фантазии" Бруха. В исп. концертов для скрипки с оркестром В. А. Моцарта и Л. Бетховена, сонат и партит И. С. Баха и др. он классически сдержан в выражении, порой его трактовка этих произведений производит впечатление нек-рой холодноватости. Особая певучесть, пронизывающая не только кантилену, но и технически сложные фрагменты, широкое использование приёма portamento приближают звучание его скрипки к звучанию выразительного человеч. голоса. Декламационный характер интонирования, яркий и светлый тембр сочетаются с острой акцентировкой, особым приемом вибрато, при к-ром преобладает движение пальца вверх от осн. тона. X. играет на скрипке Гварнери дель Джезу "Давид", изготовленной в 1742 (ранее она принадлежала П. Сарасате), а также на скрипке А. Страдивари, сделанной в 1731. X. один из крупнейших мастеров транскрипции 20 в. Ему принадлежит св. 100 транскрипций для скрипки и фп.; наибольшую популярность приобрели его транскрипции "Хоры-стаккато" Г. Динику, 5 фрагментов из оперы "Порги и Бесс" Дж. Гершвина, рондо И. Гуммеля, "Полета шмеля" Н. А. Римского-Корсакова, "Танца с саблями" из балета "Гаянэ" Хачатуряна, пьес А. С. Аренского, И. Ю. Ахрона, А. П. Бородина, С. В. Рахманинова, С. С. Прокофьева, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, А. Дворжака, К. Дебюсси, И. Альбениса, М. Равеля и др. X. принадлежат также каденции К концертам для скрипки с оркестром Брамса и Моцарта (K.-V. 218, D-dur).

Литература: Юный скрипач, "Путеводный огонек", 1912, No 16; Вальтер В., Я Хейфец, "РМГ", 1913, No 14; Концерт Яши Хейфеца, "Витебский вестник", 1914, No 89, Ямпольский И., Я. Хейфец, "СМ", 1934, No 6; Яша Хейфец филантроп, "Советское искусство", 1939, 9 сент.; Бакалейников В., Записки музыканта, Нью-Йорк, 1943; Хейфец-педагог, "СМ", 1959, No 12; Флеш К., Портреты музыкантов (Из "Воспоминаний"), "СМ", 1960, No 12; Я. Хейфец о своих планах, "МЖ", 1961, No 2; Раабен Л., Яша Хейфец, в кн. Жизнь замечательных скрипачей, M.-Л., 1967; Гинзбург Л., (Я. Хейфец), в кн. Ежегодник памятных музыкальных дат и событий 1971, M., 1970, с. 22-24, (70 лет со дня рождения американского скрипача Яши Хейфеца); "МЖ", 1971, No 1, с. 23; (75 лет со дня рождения скрипача Яши Хейфеца), "МЖ", 1976, No 1, с. 24; Аuer L., Violin playing as I teach it, N. Y., 1921, 1960 (рус. пер. Ayap Л., Моя школа игры на скрипке, Л., 1929, 1965); его же, My long life in music, N. Y., 1923 (рус. пер. Среди музыкантов, M., 1927); его же, Violin master works and their interpretation, Boston, 1925 (рус. пер. Интерпретация произведений скрипичной классики, вместе с его кн. Моя школа игры на скрипке, M., 1965); Spalding А., Rise to follow, N. Y., 1943; Scholes R. A., The mirror of music 1844-1944, v. 1, L., 1947; Kammerer R., Heifetz in new role as professor at UCLA, "Musical America", 1959, v. 79, No 8; Hirsch N., Jascha Heifetz l'empereur du violon, "Musica disques", 1962, No 102; Heifetz Piatigorsky concerts, "Musical America", 1964, v. 84, No 10, 11; Hartnack J. W., GroЯe Geiger unserer Zeit, Munch, 1967; Axelrоd H. R. (ed.), Heifetz, Neptune City (N. Y.), 1976 (with contributions by H. Roth, J. A. Maltese, С. Hope).

В. Ю. Григорьев.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое хейфец я.
Значение слова хейфец я.
Что означает хейфец я.
Толкование слова хейфец я.
Определение термина хейфец я.
heyfec ya. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины