Музыкальная энциклопедия - хукбальд
Связанные словари
Хукбальд
(см. с. 115-121 трактата). В терминологии трактата сказывается знакомство X. с органумом (в определении консонанса в этом смысле упоминается термин organizatio, с. 107а).
Из числа приписывавшихся X. трактатов историч. значение имеет "Учебник музыки" ("Musica enchiriadis", Gerbert, t. 1, p. 152-73), принадлежащий псевдо-Х. (аноним, 2-я пол. или сер. 9 в.). В нём приводятся первые дошедшие до нас достоверные партитуры многоголосных муз. соч. ("Tu patris", p. 163-66 и 171, см. Органум, "Rex coeli", p. 169 и др.), излагается начальная теория органума (в частности, устанавливаются функции голосов органума principalis и organalis, p. 169 и др.), даётся оригинальная система нотации (с. 152-55 и др.), фиксируется один из монодич. звукорядов внеоктавной (квинтовой) структуры, т. н. гамма "Дасиа" (с. 153-54 трактата; см. также Riemann, 1898, S. 35; ср. со звукорядом "дасиа" в ст. Звуковая система). Система знаков муз. нотации:
Образец нотации X.:
Трактат о церк. ладах "Alia musica" примечателен тем, что в нем впервые фиксируются уже закрепившиеся в практике новые звукоряды под античными назв. ладов дорийский (d-d1; с. 127а), фригийский (е-е1) и т. д. (см. Средневековые лады); в этом значении соответствующие термины применяются и ныне.
Литературные сочинения: I. Подлинное: De harmonica mstituzione (в изд Gerbert M., Scriptores ecclesiastici, t. 1, San Blasianis, 1784, Hildesheim, 1963, p. 104a-122a; Migne J. P., Patrologia latina, t. 132, R. 1853, 905/6-926).II. Приписываемые Х. (псевдо-Х., анонимные): De cita et veia divisio monochordi in diatomeo gйnиre; Alia musica; De mensuris organicarum fistularum; De cymbalorum pondenbus; De modis; De quinque symphomis; Musica enchiriadis; Scholia enchiriadis; Commemoratio brevis de tonis et psalmis modulandis (вcе в изд.: Gerbert M., Scriptores eccle-siastici..., t. 1, San Blasianis, 1784, Hildesheim, 1963, p. 122a-129; Migne J. P., Patrologia latina, там же, р. 926-1041/2); De organo, в изд.: Coussemaker E. de, Seriptorum demusica..., t. 2, P., 1867, Hildesheim, 1963, p. 74-78.
Музыкальные сочинения: Глория-троп "Quem vere pia laus", оффиции Андрею, Петру, Теодориху.Литература: Coussemaker E. de, Memoire sur Hucbald, P., 1841; Schubiger A., Ьber Hucbalds Werk "De Musica", "Monatshefte fьr Musikgeschichte", 1878, Jahrg. 10; Mьller H., Hucbalds echte und unechte Schriften ьber Musik, Lpz., 1884; Desilve J., De Schola Elnonensi Sancti Amandi, Lцwen, 1890 (Diss.); Hiemann H., Geschichte der Musiktheorie, Lpz., 1898; его же, Te Ta Tn To und NoEANe, "ZIMG", 1912/13, Jahrg. 14, H. 9; Mьhlmann W., De Alia Musica. Quellenfrage, Umfang, Inhalt und Stammbaum, Lpz., 1914; Essen L. van der, Hucbald de Saint-Amand (ca 840-930) et sa place dans le mouvement hagiographique mйdiйval, "Revue d'histoire ecclйsiastique", 1923, v. 19; Grutсhfield E. J., Hucbald: a millenary commemoration, "Musical Times", 1930, v. 71, No1048; Handschin J., Etwas Greifbares ьber Hucbald, "Acta musicologica", 1935, v. 7, fasc. 4; Sowa H., Textvariationen zur Musica enchiriadis, "ZfMw", 1935, Bd 17, H. 5, S. 194-207; Ursprung O., Die antiken Transpositions-Skalen und die Kirchentцne, "AfMw", 1940, Jahrg. 5, H. 3; Boutemy A., Le scriptorium et la bibliothиque de Saint-Amand, "Scriptorium", 1946/47, No 1; Weaкland R., Hucbald as musician and theorist, "MQ", 1956, v. 42, No 1; Potiron H., La notation grecque dans l'institution harmonique d'Hucbald, "Etudes grйgoriennes", 1957, V. 2; Schmi d H., Die Kцlner Handschrift der "Musica Enchiriadis", в кн.: Kongressbericht Kцln 1958, Kassel, 1959; Weakland R., The compositions of Hucbald, "Etudes grйgoriennes", 1959, v. 3; Сhalley J., Alia musica, P., 1965; Smits van Waesberghe J., Neue Kompositionen des Johannes von Metz (um 975), Hucbalds von St. Amand und Sigeberts von Gembloux, в кн.: Speculum musicae artis, Festgabe fьr H. Husmann, Munch., 1970. см. также лит. при статьях Эриугена Скот, Органум.Ю. Н. Холопов.