Музыкальная энциклопедия - иракская музыка
Связанные словари
Иракская музыка
Иракская нар. и традиц. проф. музыка характеризуется широко развитой ладовой системой, содержащей многочисл. лады-макамы (см. Макам). В ирак. звукоряде, как и в арабском, имеется 24 интервала, близких к четвертитоновым. Эти интервалы дают возможность составить разл. ладовые комбинации (европеец зачастую не может отличить их на слух; нек-рые из ладов кажутся одинаковыми, настолько тонка их разница). В Ираке известны 39 ладов-макамов (в практике применяется меньше). Макамы являются ладовой основой больших вок.-инстр. циклов типа сюиты. Каждая пьеса строится в определённом макаме и носит соответств. ему название. Для этих произв. типично орнаментально-вариац. развитие, чередование осн. напева с инстр. эпизодами. Среди разнообразных нар. песен популярен жанр атаба (жалоба) своего рода песня-диалог, состоящая из эмоциональных сольных речитативов и коротких ответов.
В совр. Ираке осваиваются достижения европ. муз. культуры. Центром муз. жизни является Багдад. При Багдадском радио работают: Оркестр вост. музыки (руководитель комп. Селим аль-Челеби), хор, вокалисты-солисты. В 1971 создан Нац. симф. оркестр. В 1929 учащиеся средних школ Багдада создали труппу "Иракский национальный т-р", к-рая выступала с песнями, плясками, скетчами. В 1931 Хакки аш-Шибли организовал первый проф. ансамбль (ок. 50 ирак., егип., сирийских, ливанских артистов), включавший также оркестр нар. инструментов. Ансамбль, наряду с инсценировками араб. лит. и фольклорных произв., выступал с концертами араб. музыки. Муз. кадры Ирака воспитываются гл. обр. в Академии изящных иск-в (осн. в 1940, имеет отделения музыки, живописи и скульптуры, театр. иск-ва). Нек-рые выпускники продолжают муз. образование в др. странах, в т.ч. в СССР (неск. ирак. музыкантов, имеющих диплом Моск. консерватории, преподают в академии). В 1968 открыта муз. школа для одарённых детей (среди преподавателей сов. педагоги). Помимо гос. уч. заведений, существуют частные муз. школы.
Совр. музыканты: композитор Ахмед аль-Халиль (автор песен, орк. пьес), певцы-исполнители макамов Мухаммед Куббальчи, Салима Мурад, Арифа Искандер, Сабиха Ибрахим; исполнители нар. и совр. песен Ламиа Тауфик, Вахида Халим, Дахиль Хасан, Худейр Абу Азиз, Зугур Хусейн; певцы Фарук Халяль, Рида Али; инструменталисты Хасан Рад-жаб, Шуэйб Ибрахим, Худейр Шибли, Дажиль Башир и др. В Багдаде изд. музыковедч. труды, среди них кн. Абд аль-Карима аль-Аллафа "Аль-тараб инда-ль-араб" ("Музыка у арабов", 1945), излагающая историю и теорию араб. музыки; кн., составленная Абд ар-Раззаком аль-Хусайни "Аль-агани аш-шебия" ("Народные песни", 1929), содержащая образцы нар. песен; кн. Аббаса аль-Аззави "Аль-мусики аль-ира-кийя ди ахд аль-моголь ва-т-туркман мин сана 1258-1534" ("Иракская музыка во времена монгольского и турецкого господства", 1951) и др.
Литература: Современный Ирак, М., 1966.