Музыкальная энциклопедия - каменьский м.
Связанные словари
Каменьский м.
Социальные тенденции (героиня бедная девушка) проявляются в пасторальной опере "Добродетельная простота" ("Ргоstota cnotliwa", 1779). Среди др. сочинений К. для муз. т-ра 2 водевиля на либр. Ф. Заблоцкого "Помещичий бал" ("Balik gospodarski", по комедии Ш. Фавара, 1780), "Жёлтый чепец, или Колядки на Новый год" ("Zуlta szlafmyca...", 1788), опера "Султан Вампун" ("Sultan Wampun", по Коцебу, 1795) и др.
Их вокальные партии отличаются богатством мелодич. рисунка. Несмотря на то, что в операх К. ещё значительно влияние итал. оперной школы (особенно заметное в увертюре к "Осчастливленной нищете") и зингшпилей, их музыка носит ярко выраженный славянский нац. колорит (особенно в лирич.эпизодах). Этим определяется их важное значение в развитии польского нац. оперного т-ра. На традиции оперного творчества К. опирались Я. Стефани, К. Курпиньский, Ю. Эльснер и С. Монюшко. К. написал также "Драматическую кантату" ("Kantate dramatyczna") на открытие памятника королю Яну III Собескому в Варшаве (1788), вок. и инстр. полонезы, мессы и оратории (не сохранились).
К. автор трактата (рукопись утеряна) "Краткий очерк ранней оригинальной польской оперы" ("Krуtki rys о egzystencji najpierwszej oryginalnej opery polskiej", 1878).
Литература: Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1, М., 1954, с. 230-57; Karasowski M., Rys historyczny opery polskiej, Warsz., 1859; Ro1inski A., Dzieje muzyki polskiej w zarysie, Lwуw, 1907; Opienski H., La musique polonaise, Paryz, 1918, 1929; Jachimecki Z., Muzyka polska w rozwoju historycznym, t. 1, Kr., 1951; Nowak-Romanowicz A., Muzyka polskiego Oswiecenia i wczesnego romantyzmu, в сб.; Z dziejуw polskiej kultury muzycznej, t. 2, Kr., 1966, s. 99-101.З. Лисса. .