Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - "комише опер"

"комише опер"

Комическая опера (Komische Oper), оперный т-р в Берлине, один из ведущих муз. т-ров ГДР. Открылся в 1947 в Берлине спектаклем "Летучая мышь" И. Штрауса. Основатель, худ. рук. и режиссёр "К. о." В. Фельзенштейн стремился к созданию реалистич. муз. т-ра нового типа. Творч. программа "К. о.", направленная против театр. рутины, близка оперной реформе К. С. Станиславского. Обязательные требования этой программы творческое прочтение оперной партитуры в соответствии с авторским замыслом, гармонич. слияние музыки и сценич. действия в спектакле, эмоциональная выразительность и психологич. правдивость оперного пения, то есть, по словам Фельзенштейна, "превращение музыкального действия с поющими героями в театральную реальность, которой зритель верит безоговорочно". Репертуар "К. о." состоит из наиболее художественно ценных и самобытных произв. мировой муз. литературы прошлого и настоящего.

Первым значит. спектаклем "К. о.", привлёкшим внимание к новому т-ру, была пост. оперы "Кармен", осуществлённая в 1949 Фельзенштейном и дирижёром О. Клемперером в авторском варианте (с разговорными диалогами). К 1959 на сцене т-ра было поставлено более 50 муз. спектаклей, лучшие из них отличаются новаторскими чертами реалистич. оперного иск-ва: "Свадьба Фигаро" (1950), "Проданная невеста" (1950, Нац. пр. ГДР), "Вольный стрелок" (1951, Нац. пр. ГДР), "Фальстаф" (1952), "Волшебная флейта" (1954, Нац. пр. ГДР), "Хитрая лисичка" ("Лисичка-плутовка") Яначека (1956, Нац. пр. ГДР), "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1958), "Отелло" (1959, Нац. пр. ГДР) и др. В 60-70-е гг. на сцене т-ра появился ряд спектаклей, в к-рых нашли своё дальнейшее продолжение и воплощение творческие искания "К. о.": "Бравый солдат Швейк" Курки (1960), "Сон в летнюю ночь" Бриттена (1961), "Синяя Борода" Оффенбаха (1963), "Дон Жуан" (1966), "Травиата" (1967); "Последний выстрел" Маттуса (по рассказу Б. А. Лавренёва "Сорок первый"; пост. посв. 50-летию Октябрьской революции, 1967), "Молодой лорд" Хенце (1968), "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева (1968), "Деидамия" Генделя (1969), "Порги и Бесс" Гершвина (1970), "Скрипач на крыше" Бокка (1971), "Кармен" (1972, с участием сов. певцов Э. Т. Саркисян, Г. А. Писаренко, В. Н. Осипова и дирижёра Д. Г. Китаенко), "Хари Янош" Кодая (1973) и др.

Наряду с Фельзенштейном постановки спектаклей осуществляют режиссёры X. Рюккерт, X. Боннет, И. Херц, В. Керстен.

В 1966 в "К. о." был создан балетный ансамбль. Художеств. рук. балетмейстер Т. Шиллинг стремится к созданию реалистич. балетного спектакля, используя выразит. возможности классич. и совр. хореографии. Среди солистов балета X. Бей, М. Лубиц, Э. Железнова, А. Хюттер, X. Рюль, З. Паль, Р. Гавлик, И. Хмельницкий, X. Фукагава, Ф. Бей, X. Вандке и др.

В репертуаре т-ра: оперы "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1948), "Умница" Орфа (1948), "Браконьер" Лорцинга (1955), "Долина" д'Альбера (1956), "Похищение из сераля" Моцарта (1957), "Альберт Херринг" Бриттена (1957), "Турандот" Пуччини (1958), "Севильский цирюльник" Паизиелло (1960), "Летучий голландец" Вагнера (1962), "Опера нищих" Пепуша (1964), "Трубадур" Верди (1966), "Летучая мышь" И. Штрауса (1968), "Испанский час" Равеля (1970), "Джанни Скикки" Пуччини (1970), "Катя Кабанова" Яначека (1972), "Бал-маскарад" Верди (1973), "Три толстяка" Рубина (1973, в пост. сов. режиссёра Н. И. Сац) и др.; балеты "Абраксас" Эгка (1967), "Фантастическая симфония" на музыку Берлиоза (1967-68), "Золушка" Прокофьева (1968), "Венецианский мавр" Блахера, "Море" на музыку Дебюсси, "Игра в карты" Стравинского (все три в 1968-69), "Двойник" Гейслера (1969), "Ундина" Хенце (1970), "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1972), "Калейдоскоп" (1973, на музыку Ф. Шопена, И. Стравинского, З. Маттуса и др.). В т-ре в разное время работали дирижёры: О. Клемперер, М. Цаллингер, Г. Бирнс, В. Кнёр, В. Нойман, К. Мазур, К. Ф. Фойгтман, Г. Банер, И. Виллер, В. Мюллер и др. На сцене "К. о." выступают: певицы И. Арнольд, И. Черни, С. Шёнер, М. Мусели, А. Шлемм, К. Ноак, С. Гести, X. Шмок, Э. Эберт, У. Трекель-Буркхардт, Ф. Вульф-Апельт, Р. Шоб-Липка, А. Браунова, Г. Поль, Р. Крамер и др.; певцы X. Ноккер, В. Эндерс, Р. Асмус, У. Крейссиг, Я. Кахель, В. Бауэр, X. Д. Кашель, К. Дитер, М. Хопп, А. Вроблевски, X. О. Рогге, Д. Бребенель, Ф. Фёлькер, X. Рёслер, Ф. Хюбнер, Г. Нойман, З. Фогель и др.

Театр получил заслуженное признание в ГДР и за рубежом, став одним из крупнейших оперных т-ров Европы. Оперная труппа "К. о." гастролировала в Венгрии, Чехословакии, Франции, Италии, Польше, СССР (1959, 1965) и др. Балетная группа т-ра гастролировала в СССР в 1970 и 1973, показав хореографич. композиции на музыку Г. Берлиоза, К. Дебюсси, И. Ф. Стравинского, X. Эйслера, П. Дессау, З. Маттуса, Дж. Гершвина, Л. Бернстайна.

Литература: Краузе Э., В. Фельзенштейн и его театр, "СМ", 1960, No 1; "Комише Опер" (Буклет). Гастроли в СССР, М., 1965; Говорят деятели "Комише Опер", "СМ", 1965, No 10; Кузнецова И., Утверждение правды, "СМ", 1966, No 2; Фельзенштейн В., Мельхингер З., Беседы о музыкальном театре, пер. с нем., Л., 1972; Die Komische Oper. 1947-1954, В., 1954; 10 Jahre Komische Oper, В., 1958; Jahrbuch der Komischen Oper, III, В., 1963; Jahrbuch der Komischen Oper, IV, В., 1964; Кrause В., Die Grossen Opernbьhnen Europas, В., 1966, S. 26-27; Kohl С., Krause E., Felsenstein auf der Probe, В., 1971.

С. M. Грищенко.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое "комише опер"
Значение слова "комише опер"
Что означает "комише опер"
Толкование слова "комише опер"
Определение термина "комише опер"
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины