Музыкальная энциклопедия - крейслер ф.
Связанные словари
Крейслер ф.
Творч. деятельность К. составила одну из значительнейших эпох в истории скрипич. иск-ва. Представитель австр. демократич. культуры, К. создал глубоко индивидуальный исполнительский и композиторский стиль. Отразив в своём иск-ве художеств. традиции и муз.-бытовые черты старой Вены, восходящие к временам "королей вальсов" Й. Ланнера и Штраусов, он вместе с тем творчески претворил совр. художеств. веяния. В историю скрипич. иск-ва К. вошёл как проникновенный поэт звука и один из величайших виртуозов-колористов, способствовавший формированию совр. исполнит. стиля, обогативший скрипич. игру новыми выразит. и технич. приёмами, давший новое истолкование мн. произв. классич. музыки. Игра К. отличалась особой певучестью, редкой тембровой красочностью (для него типично интенсивное вибрато не только в кантилене, но и при исполнении технич. пассажей, широкое использование portamento), своеобразной "танцевальностью" и остротой акцентировки, свободным применением игры rubato, декламационной приподнятостью. Как композитор К. мастер муз. миниатюры и транскрипции. Элементы музыки венского вальса, ритмы испан. и венг. танцев, стилизация старинной франц. и итал. музыки, веяния негр. фольклора, джаза таков диапазон муз. образов скрипич. миниатюр К. Они отличаются мелодич. свежестью, изяществом, изысканностью гармонии, тонкой разработкой скрипич. фактуры и фп. сопровождения. Лучшие из них "Венский каприс", вальсы "Радость любви" и "Муки любви", "Прекрасный розмарин", "Китайский тамбурин", "Сицилиана и Ригодон" в стиле Л. Франкёра, "Прелюд и Аллегро" в стиле Г. Пуньяни и мн. др. шедевры жанровой пьесы, равно как и его транскрипции пьес В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана и др. К. начал часто исполнять в программах концертов скрипич. миниатюры (до него небольшие пьесы обычно исполнялись только на бис). В своих редакциях, обработках классич. произв., как и в виртуозных каденциях, К. стремился к упрощению технич. трудностей без ущерба для полноты и блеска звучания инструмента, к обогащению гармонич. фактуры. Миниатюры, транскрипции, обработки, редакции и каденции К. положили начало обновлению конц. репертуара скрипачей, вошли в исполнительскую практику, оказав громадное влияние на совр. скрипич. иск-во. К. автор популярных оперетт "Цветы яблони" ("Apple Blossoms") (1920, вместе с В. Якоби, Нью-Йорк) и "Зизи" (пост. Вена, 1932), струн. квартета.
Литература: Раабен Л., Фриц Крейслер, в его кн.: Жизнь замечательных скрипачей, М.-Л., 1967, с. 182-99; Ямпольский И., Фриц Крейслер. Жизнь и творчество, М., 1975 (имеется список соч., лит., дискография); Pincherle M., Les arrangements de Kreisler, в его кн.: Feuillets dhistoire du violon, P., 1927, 1935; его же, Fritz Kreisler, в его кн.: Le Monde des virtuoses, P., 1961, p. 81-95; его же, Fritz Kreisler, tel que jai comue, "Musica disque", 1962, No 97, Avril, p. 44-46; Pincherle M., Hauert R., Fritz Kreisler, Gen., 1956 (Les Grands interprиtes); Lochner L. P., Fritz Kreisler, N. Y.-L., 1951; Ibert J., Montanaro E., Le pagine del ricordo. Fritz Kreisler, "Santa Cecilia", Roma, 1962, p. 41-44; Pandelescu J.-V., Fritz Kreisler, "Muzica", Buc., 1962, No 3, p. 23-35; Hartnaсk J. W., Grosse Geiger unserer Zeit, Mьnch., 1967.И. M. Ямпольский.