Музыкальная энциклопедия - кубелик я.
Связанные словари
Кубелик я.
Прославился как непревзойдённый исполнитель его труднейших виртуозных пьес (их никто не играл после самого Паганини). Игра К. отличалась исключит. отчётливостью пальцевой техники, кристальностью интонации, чёткостью ритма, красотой звучания. Характерная особенность исп. К. сдержанность темпов (он ввёл в исполнительскую практику скрипачей сравнительно медленную игру технических пассажей), блестящее владение приёмами игры pizzicato левой рукой и двойных флажолетов. Основу репертуара К. составляли соч. Паганини, Г. Эрнста, Г. Венявского, П. Сарасате, А. Баццини, салонные пьесы Ф. Дрдлы, Амброзио и др. В исполнении им классической музыки сказывалась поверхностность интерпретации. Расцвет искусства К. относится к 1898-1910. Позднее он теряет абсолютную точность техники, игра приобретает черты академич. сухости, холодности. Однако до конца артистич. карьеры К. сохранил имя крупнейшего мастера. Автор "Американской симфонии" (1937), 6 концертов для скрипки с оркестром (1916-24), скр. пьес, виртуозных каденций к концертам и др. В 1947 и 1949 в рамках фестиваля "Пражская весна" были проведены Междунар. конкурсы скрипачей имени К.
Литература: Ян Кубелик. (Современные муз. деятели), "РМГ", 1902, No 51-52; Сelеda J., J. Kubelik, Praha, 1930; Hoffmeister К., Jan Kubelik, Praha, 1941, Jan Kubelik, Praha, 1942; Flesh С., The memoirs, L., 1957, 1961; Budis R., Slavnн cestн houslistй, Praha, 1966.И. M. Ямпольский.