Музыкальная энциклопедия - кюй
Связанные словари
Кюй
К. свойственна простейшая, смешанная и переменная метрика. Форма их разнообразна от простых наигрышей до многочастных построений в виде рондо. Музыка К. основана на диатонике. Она включает и элементы пентатонных звукорядов. Большей частью К. двухголосные, но есть и одноголосные, и трёхголосные. Они содержат и нек-рые виды подголосочно-полифонич. фактуры параллельные движения в превалирующих квартово-квинтовых и реже секундовых, и терцовых интервалах, имитации, секвенции, органные пункты и др.
Слово "К." часто входит в назв. произв., напр.: "Адай-К." (название рода), "Мусереле-К." (имя автора), "Тартыс-К." ("Свадебный К.") и др.
К. имеют локальные стили, ярко выраженные в интонац. складе мелодий, видах инструментов, исполнит. технике. Лучшими образцами К. Зап. Казахстана является творчество выдающихся композиторов-кюйши Курмангазы и Даулеткерея, для Вост. и Сев. Казахстана Таттимбета и Агашаяка, для Южного Ихласа, Сугура, Байсерке и др.
В сов. время инстр. музыка К. продолжает развиваться. Известны сов. композиторы-кюйши: Д. Нурпеисова, М. Ержанов, Ж. Каламбаев, А. Шингожаев и др. Иск-ву исполнения К. обучаются в муз. уч-щах и школах Казахстана, а также в Консерватории им. Курмангазы. К. основа репертуара Гос. оркестра им. Курмангазы, входят во все жанры сов. казах. проф. музыки (полностью, фрагментами или в переработанном виде). На темы К. созданы симфонии "Курмангазы" Брусиловского, "Жигер" Жубановой, Концертный кюй Рахмадиева. Элементы нар. полифонии и ладовой организации К. сделали возможным дальнейшее формирование и обогащение гомофонно-гармонич. и полифонич. склада казах. музыки.
Литература: Затаевич А. В., 500 казахских песен и кюев, A.-A., 1931; его же, 1000 песен казахского народа (песни и кюйи), М., 1963; Гизатов Б., Казахский оркестр им. Курмангазы. Очерк творческого пути, А.-А., 1955; Жубанов A., Струны столетий. Очерки о жизни и творческой деятельности казахских народных композиторов, А.-А., 1958; Аравин П. В., Звуковая система домбрового строя (к проблеме изучения), в сб.: Искусство и иностранные языки, А.-А., 1964; его же, Записи кюев Даулеткерея, в сб.: Музыкознание, А.-А., 1967; Гизатов Б., Хамиди Л., Школа игры на домбре, А.-А., 1964; Даулеткерей Шигаев, Кюи. (Нотный сб.), А.-А., 1961; Курмангазы Сагырбаев, Кюи. Нотный сб., А.-А., 1961; Тифтикиди H. Ф., Особенности метрической организации музыки кюев, в сб.: Музыкознание, вып. 3, А.-А., 1967; его же, Песенные истоки домбровых кюев, в сб.: Народная музыка в Казахстане, А.-А., 1967; его же, Метроритмы и форма домбровой музыки, в сб.: Музыкознание, вып. 4, А.-А., 1968; Бекхожина Т., Кюи легенды, в сб.: Народная музыка в Казахстане, А.-А., 1967; Тарасова Л. П., Казахские трехголосые кюи, там же; Зарухова СМ., Форма и лад казахской домбровой музыки, в сб.: Музыкознание, вып. 3, А.-А., 1967; её же, О двух приемах голосоведения в казахской домбровой музыке, там же, вып. 4, А.-А., 1968; Аманов Б., Импровизационность и традиционность в формообразовании кюев и их отражение в народной терминологии, в сб.: Теоретические проблемы народной инструментальной музыки, М., 1974; Мухамбетова A., Зонное многоголосие на двухструнной домбре, там же.Б. Г. Ерзакович.