Музыкальная энциклопедия - лало э. в. а.
Связанные словари
Лало э. в. а.
Первые его соч. (песни, фп. трио, скр. и виолончельные сонаты; кон. 40 нач. 50-х гг.) остались незамеченными. Лишь исполнение в 1875 П. Сарасате "Испанской симфонии" для скрипки с оркестром, а затем пост. оперы "Король из города Ис" (1888) принесли Л. известность и выдвинули его в первый ряд франц. композиторов. Гл. значение имеет инстр. творчество Л. Наряду с К. Сен-Сансом и С. Франком Л. крупнейший мастер франц. инструментализма 2-й пол. 19 в., много сделавший для обновления орк. и камерной музыки. Особенно значительны его творч. достижения в конц. жанрах. Для конц. произв. характерны чеканность муз. образов, богатство и своеобразие ритмики, красочность гармонич. средств, колоритность инструментовки. Л. создал новый тип инстр. концерта "концерт-сюиту", характеризующийся жанровостью тематики, разработанной, однако, с подлинным симфонизмом, и отличающийся монументальностью формы. Л. первым среди совр. ему франц. композиторов обратился к нар. муз. творчеству. Органически претворив в скр. звучании нар. песенную и танц. тематику, Л. на этой основе создал целостное конц. произв. "Испанскую симфонию", положившую начало длительному увлечению франц. музыкантов испан. муз. фольклором. Его "Испанская симфония", а также виолончельный концерт популярнейшие произведения совр. конц. репертуара. Л. один из инициаторов создания Национального музыкального общества в Париже (1881).
Сын Л. Пьер Л. (6 IX 1866, Пюто, О-де-Сен 9 VI 1943, Париж) муз. критик. Публиковал критич. статьи и фельетоны во мн. парижских периодич. изданиях (в 1898-1914 в газ. "Temps"; издан сб. избранных статей "La musique", 1898-99). Автор кн. о Р. Вагнере ("Richard Wagner ou le "Nibelung"", 1933), очерков и воспоминаний ("De Rameau а Ravel: portraits et souvenirs", 1947).
Сочинения: оперы Фиеско (1873), Король из города Ис (Le Roi d'Ys, 1888, т-р "Опера комик", Париж, 1888), Жакерия (завершена А. Кокаром, 1895, Монте-Карло); балеты Намуна (по А. Мюссе, 1882, Париж), Нерон (пантомима, 1891, Париж); для орк. симфония g-moll (1889), Симфоническое аллегро (1875), Норвежская рапсодия (1881, переработка Норвежской фантазии для скр. с орк.), скерцо (1884); концерты с орк. для фп. (1889), 3 для скр. (ор. 20, 1874; ор. 21, Испанская симфония Symphonie espagnole, 1875; Русский концерт Concerto russe, 1883), для влч. (1877); для скр. с орк. Романс-серенада (1879), Норвежская фантазия (1880); камерно-инстр. ансамбли 3 фп. трио; 2 струн. квартета; сонаты (с фп.) для скр., для влч.; для голоса и фп. ок. 30 песен и романсов, и др.Литература: Тьерсо Ж., Эдуард Лало и другие, в кн.: Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ. Вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938; Dufоur М., Eduard Lalo, Lille, 1908; Sйrй O., Musiciens franзais d'aujourd' nui, P., 1910, 1921; Serviиres G., E. Lalo, P., 1925.И. M. Ямпольский.