Музыкальная энциклопедия - лапицкий и. м.
Связанные словари
Лапицкий и. м.
Творч. деятельность Л. оставила заметный след в истории муз. т-ра. Реформатор, смелый экспериментатор, оригинально мыслящий художник, Л. был видным организатором, активным строителем сов. муз. т-ра. Его новаторские поиски открыли новую страницу в истории оперной режиссуры. Расцвет творч. деятельности Л. связан с Т-ром муз. драмы. В основе его режиссёрского метода лежало стремление оправдать сценич. действие, максимально приблизить оперный спектакль к жизненной правде. Хотя борьба с разл. условностями на оперной сцене и приводила Л. порой к пренебрежению муз. спецификой оперы, к излишним натуралистич. подробностям, лучшие его работы отмечены оригинальностью художеств. замысла, свежестью прочтения оперной партитуры, остротой её сценич. "видения" и воплощения, художественно цельным ансамблем, реалистич. массовыми сценами. Среди наиболее интересных пост. Л. в Т-ре муз. драмы -"Евгений Онегин" и "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1912), "Кармен" (1913), "Пиковая дама", "Снегурочка" (1914), "Аида", "Севильский цирюльник"; "Каменный гость" Даргомыжского (1915), "Черевички" Чайковского, "Иоланта", "Парсифаль" (1916) и др., в Большом т-ре -"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1908), "Король забавляется" ("Риголетто", 1925), "Хованщина" (1928), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1929), в Укр. т-ре оперы и балета "Тихий Дон" (1936); "Щорс" Лятошинского (1938). Автор статей о реформе оперного т-ра.
Литература: Коломийцев В., Лапицкий, "Театр", 1923, No 9; Мозжухин Ал., Лапицкий как режиссёр, там же; Крыжицкий Г., Режиссёрские портреты, М.-Л., 1928; Левик С., Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены, М., 1955, 1962.И. М. Ямпольский.