Музыкальная энциклопедия - лейпцигская школа
Связанные словари
Лейпцигская школа
Во 2-й пол. 19 в. в Л. ш. стали преобладать консервативные тенденции, выявилась её ограниченность. В творчестве представителей Л. ш. почти не отразились события бурж.-демократич. Революции 1848-49. Возглавившие школу эпигоны Мендельсона К. Рейнеке, Ф. Абт, К. Гурлитт, Р. Фолькман и др. выдвинули на первое место вопросы чистоты стиля и формы. Среди крупных теоретиков представителей Л. ш. М. Гауптман, X. Риман, Э. Рихтер.
В условиях борьбы направлений, развернувшейся накануне объединения Германии (1850-60-е гг.), Л. ш. превратилась в оплот муз. академизма, противостоявший новаторским устремлениям Р. Вагнера и веймарской школы, возглавлявшейся Ф. Листом. В этот период особенно сказалось отсутствие в рядах Л. ш. крупной творч. индивидуальности. Наиболее близким к лучшим традициям Л. ш. было творчество И. Брамса. К нач. 20 в., когда определяющими для развития нем. музыки факторами становятся традиции Р. Вагнера и И. Брамса, Л. ш. утратила своё значение как самостоят. направление.
Литература: Друскин М., История зарубежной музыки второй половины XIX в., М., 1963, с. 6-13;Конен В., История зарубежной музыки, вып. 3, М., 1972, с. 288-90, 293-94; Ворбс Г. X., Феликс Мендельсон-Бартольди..., пер. с нем., М., 1966; Kneschke E., Das Conservatorium der Musik in Leipzig, Lpz., (1868); Festschrift zum 75-jдhrigen Bestehen des Kцniglichen Konservatoriums der Musik zu Leipzig, Lpz., 1918; Heyer H., Festschrift zum 175-jдhrigen Bestehen der Gewandhauskonzerte, Lpz., 1956.Г. В. Крауклис.