Музыкальная энциклопедия - литания
Связанные словари
Литания
(позднелат. litania, от греч. litaneia просьба, моление) в католич. богослужении молитва или песнопение, обращённое к богу, богоматери или святым и обычно содержащее мольбу о помиловании или заступничестве. Самый ранний тип католич. Л. (5-7 вв.) т. н. Kyrie-Litanei, заимствованная от вост. церкви; в ней община отвечала на определённые молитвы возгласом-мольбой "Kyrie eleison" (позднее использовались и др.
возгласы). В 7 в. в Риме возникла "Л. на праздник всех душ", к-рая стала господствующим видом Л. Из более поздних Л. в 17 в. было разрешено исполнение в церкви народной т. н. Лауретинской Л. торжественного песнопения в честь девы Марии (названа Лауретинской, по-видимому, по месту паломничества Loreto) с простой песенной мелодией скорбного характера.
Вне официальной службы исполнялось ещё неск. Л. С 16 в. Л., и прежде всего Лауретинская Л., обрабатывались композиторами в виде многогол. произв., часто с использованием хор. "аккордовой" декламации. Подобного рода сочинения создали Палестрина (10 Л., 1593), О. Лассо и др. композиторы. Такие Л.с англ. переводами текстов вошли и в церк. службы англиканской церкви. 4 Л. были написаны В. А. Моцартом (K.-V. 109, 125, 195 и 243). В 19 в. порой находили воплощение свободные поэтич. претворения мотивов Л. ("Литания на праздник всех душ" "Litanei auf das Fest aller Seele" Шуберта для голоса и фп. на текст Якоби и др.).
Литература: Wagnеr Р., Einfьhrung in die Gregorianischen Melodien, Bd 3, Lpz., 1921, Hildesheim Wiesbaden, 1962; Fellerer K. G., Mozarts Litaneien, в кн.: Bericht ьber die musikwissenschaftlichen Tagung der internationalen Stiftung Mozarteum in Salzburg 1931, Lpz., 1932; Roth J., Die mehrstimmigen lateinischen Litaneikompositionen des 16. Jahrhunderts, Regensburg, 1959 (Kцlner Beitrдge zur Musikforschung, Bd 14. .