Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - лятошинский б. н.

Лятошинский б. н.

Борис Николаевич (22 XII 1894 (3 I 1895), Житомир 15 IV 1968, Киев) сов. композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. УССР (1968). В 1918 окончил юридич. ф-т Киевского ун-та, в 1919 Киевскую консерваторию по классу Р. М. Глиэра (под руководством к-рого занимался теорией композиции с 1913). По окончании консерватории преподавал в ней (с 1935 профессор). В 1935-38 и 1941-44 вёл курс инструментовки одноврем. и в Моск. консерватории. Среди учеников Л. мн. известные сов. музыканты Ю. М. Александров, И. Ф. Бэлза, Л. А. Грабовский, В. Н. Денбский, К. А. Караев. С 1948 чл. правления CK СССР.

Л. один из крупнейших сов. композиторов, основоположников симф. музыки на Украине; автор первой укр. симфонии (1918; исп. под упр. Р. M. Gлиэра в 1919, Киев) и камерно-инстр. ансамблей. Его произв. свойственны героич. устремлённость, острая конфликтность, драматичность коллизий, неизменно переплетающиеся с проникновенной лирикой. Музыка Л. отличается ярким колоритом, глубоко эмоциональна и выразительна. Мн. произв. Л. близки слав. интонационному строю, что явилось также результатом восприятия традиций рус. классики (углубившегося в период занятий у Р. М. Глиэра) и обращения композитора к творчеству разл. слав. народов (например, опера "Золотой обруч", в к-рой Л. впервые с такой широтой использовал и развил зап.-укр. нар. песенно-танц. мелодии, "Славянский концерт", "Славянская увертюра", произв., связанные с польской тематикой, "Гражина" на сюжет А. Мицкевича, "На берегах Вислы", "Польская сюита"). Стиль Л. постепенно эволюционировал под воздействием творчества А. Н. Скрябина, отчётливо ощутимом, напр., в 1-й симфонии. В 1-м фп. трио уже ярко проявилось своеобразие творч. индивидуальности композитора, его новаторство, выразившееся, в частности, в области гармонии: Л. расширил функции всех ступеней лада и развил принципы переменности, свойственной музыкальному творчеству мн. слав. народов. Глубоко изучив самобытность этого творчества, он сочетал разл. региональные черты слав. музыки, а в последних своих произв. (в особенности в 5-й симфонии) создал как бы интонац. сплав всех этих черт, отличающийся органич. единством и цельностью. Это позволило Л. использовать новые средства выразительности, при помощи к-рых раскрывается эмоциональное богатство его музыки, неразрывно связанной по своему содержанию с современностью. Значит. место в творчестве Л. принадлежит хор. произв., в т. ч. хорам a cappella на сл. А. С. Пушкина ("Времена года", "По небу крбдется луна", "Кто, волны, вас остановил" и др.) и Т. Г. Шевченко ("Iз-за гаю сонце сходить", "Тече вода в сине море" и др.), а также многочисл. романсам.

Совм. с Л. Н. Ревуцким Л. создал новую редакцию оперы Н. В. Лысенко "Тарас Бульба", а после смерти Р. М. Глиэра закончил (совм. с К. Г. Мострасом) и инструментовал его Концерт для скрипки с оркестром. В качестве дирижёра выступал преим. с исполнением своих произв.

Сочинения: оперы Золотой обруч (по повести И. Франко "Захар Беркут", 1930, Укр. т-р оперы и балета; 2-я ред. 1970, Львов, Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко, 1971), Щорс (Полководец, 1938, там же); 2 кантаты, в т. ч. Заповiт (1939); для орк. -5 симфоний (1918, 2-я ред. 1967; 1936, 2-я ред. 1940; 1951, 2-я ред. 1954; 1963, 1966 Славянская), симф. поэмы.: Воссоединение (1949), Гражина (1955), На берегах Вислы (1958), Польская сюита (1961), Лирическая поэма памяти Р. Глиэра (1964), сюиты: из музыки к фильму "Тарас Шевченко" (1952), из музыки к трагедии В. Шекспира "Ромео и Джульетта" (1954), на слав. темы (1967), Фантастический марш (1920), Увертюра на 4 укр. нар. темы (1926), увертюра к опере "Полководец" ("Щорс", изд. 1948), Славянская увертюра (1961); для фп. с орк. Славянский концерт (1953); для духового орк. Торжественный марш (1931), 2 Походных марша (1932, 1936); камерно-инстр. ансамбли 2 фп. трио (1922, 1942); 5 струн. квартетов (1915, 1922, 1928, 1943, 1944), Украинский квинтет (1942, 2-я ред. 1945; Гос. пр. СССР, 1946); для фп. 2 сонаты (1924, 1925), Отражения (7 пьес, 1925), баллада (1929), сюита (1942), 5 прелюдий (1943), концертный этюд (1965); для скр. и фп. соната (1926), 3 пьесы на тадж. нар. темы (1932); для влч. и фп. 2 мазурки на польские темы (1953); для альта и фп. Ноктюрн, Скерцо (1963) и др.; хоры, романсы, музыка для драм. т-ра и кино, в т. ч. к фильму "Тарас Шевченко" (1951; Гос. пр. СССР, 1952), обр. нар. песен.

Литература: Бэлза И. Ф., Б. Н. Лятошинский, М.-Л., 1947 (укр. пер. Кипв, 1947); его же, Б. Н. Лятошинский, в сб.: Советская музыка. Статьи и материалы, вып. 1, М., 1956; Запорожец Н., Б. Н. Лятошинский, М., 1960 (имеется нотогр. и лит.); Памяти Б. Н. Лятошинского, "СМ", 1969, No 2; Самохвалов В., Черты музыкального мышления Б. Лятошинского, К., 1970; его же, Б. Н. Лятошинский, К., 1971, 1974; Belz a I., Ukrajinskэ skladatel Boris Ljatosinskij, "Hudebnн Rozhledy", 1957, No 19; его жe, Slovanskй rysy tvorby Ljatosinskйho, в сб.: Svazky, vztahy, paralely, Brno, 1973; Straszynski О., Wspomnienie о Borysie Latoszynskim, "RMz", 1968, No 11.

И. Ф. Бэлза.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое лятошинский б. н.
Значение слова лятошинский б. н.
Что означает лятошинский б. н.
Толкование слова лятошинский б. н.
Определение термина лятошинский б. н.
lyatoshinskiy b. n. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины