Музыкальная энциклопедия - магнификат
Связанные словари
Магнификат
родственна мелодиям псалмов. С 15 в. появляются ее многогол. обработки, в т. ч. трёхголосные, в фабурдонном складе (Дж. Данстейбл, Г. Дюфаи, Ж. Беншуа). В 16 в. и нач. 17 в. нередко многоголосно обрабатывались только чётные строфы текста, тогда как нечётные исполнялись в виде хорала (Я. Обрехт, Палестрина), реже только нечётные. Традиц. мелодия в таких обработках использовалась как cantus firmus.
M. вошёл и в протестантскую литургию на лат. языке или в нем. переводе М. Лютера ("Meine Seele erhebt den Herrn"). С кон. 16 в. создавались и т. н. "пародийные М." с cantus firmus из мадригалов или мотетов (О. Лассо, М. Преториус и др.). В протестантский М. включались в виде интермедий напевы лат. и нем. рождественских песен (магнификат И. С. Баха). В 17 в. создавались М.
для сольного, а также многохорного исполнения (К. Монтеверди, Г. Шюц). Крупнейшие композиторы обращались к жанру М. и в 18-19 вв. (В. А. Моцарт, Ф. МендельсонБартольди), M. создавались и в 20 в. (Р. Воан-Уильямс, Г. Каминский и др.). Особую разновидность составляют обработки М. для органа с использованием традиц. мелодии в качестве cantus firmus (Дж.
Фрескобальди, С. Шейдт, И. С. Бах, И. Пахельбель). Песнопение с текстом М. в переводе на церк.-слав. язык входит в состав православной всенощной.
Литература: Illing С.-Н., Zur Technik der Magnificat-Komposition des 16. Jahrhunderts, Wolfenbьttel-В., 1936 (Kieler Beitrдge zur Musikwissenschaft, H. 3); Meinhо1z J., Untersuchungen zur Magnificat-Komposition des 15. Jahrhunderts, Kцln, 1956 (Diss.); Reese G., The polyphonic Magnificat of the Renaissance as a design in tonal centers, "JAMS", 1960, v. 13, No 1-3; Geck M., J. S. Bachs Magnificat und sein Traditionszusammenhang, "Musik und Kirche", 1961, Jahrg. 31; Gruber G., Beitrag zur Geschichte und Kompositionstechnik des Parodiemagnifikat in der 2. Hдlfte des 16. Jahrhunderts, Graz, 1964 (Diss.); Lerner E. R., The polyphonic magnificat in the 15-th Century Italy, "MQ", 1964, No 1. .