Музыкальная энциклопедия - маркс а. б.
Связанные словари
Маркс а. б.
(Marx) Адольф Бернхард (15 V (по церк. записи) 1795, Галле 17 V 1866, Берлин) нем. историк и теоретик музыки, педагог, композитор. Обучался музыке у Д. Г. Тюрка в Галле, где основал (совм. с К. Лёве и др.) муз. кружок Marxscher Quartett, устраивавший вечера камерной музыки. Изучил право и служил при суде в Наумбурге. С 1820 в Берлине, где совершенствовался в обл. композиции у К. Ф. Цельтера. В 1824 основал "Берлинскую всеобщую музыкальную газету" ("Berliner Allgemeine Musikalische Zeitung", издавал и редактировал до 1830), в к-рой отстаивал прогрессивные взгляды, противостоявшие консервативным позициям "Всеобщей музыкальной газеты", издававшейся в Лейпциге. Под руководством М. газета сыграла большую роль в борьбе за верную оценку творчества И. С. Баха, Л. Бетховена и др. классич. мастеров. С 1828 преподавал историю и теорию музыки в Берлинском ун-те (с 1830 профессор), где содействовал организации систематич. муз. образования. В 1850 вместе с Т. Куллаком и Ю. Штерном основал Берлинскую консерваторию (т. н. консерваторию Штерна), преподавал в ней композицию до 1856. М. автор известного учебника композиции ("Die Lehre von der musikalischen Komposition", Bd 1-4, Lpz., 1837-47; переиздан в переработке X. Римана, 1887-90), по к-рому занимались мн. поколения музыкантов в Германии и др. странах, а также первой научно обоснованной монографии о Л. Бетховене. В своих теоретич. взглядах М. исходил из философии Г. Гегеля. Он отстаивал идею развития в музыке, считая, что каждое произв. следует рассматривать в свете взглядов и понятий своего времени, а не по масштабам прошлого. В иск-ве раскрывается, как он утверждал, не только личность художника, но также "идеи и дух народа и эпохи". Высоко ценя творчество классич. мастеров прошлого, М. вместе с тем поддерживал и отстаивал нек-рые из новых тенденций музыки 19 в. Был одним из виднейших теоретиков и пропагандистов программного симфонизма. С М. во многом сближался В. В. Стасов, называвший его гениальным муз. писателем.
Как композитор (оперы, оркестровые и фп. соч., оратории, кантаты, хоры, песни) М. был последователем классич. традиций.
Литературные сочинения: Die Kunst des Gesanges, theoretisch-praktisch, B., 1826; Ьber Malerei m der Tonkunst. Ein MaigruЯ an die Kunst-philosophen, В., 1828; Allgemeine Musiklehre, Lpz., 1839 (рус. пер. Всеобщий учебник музыки, СПБ, 1872, М, 1893); Die alte Musiklehre im Streit mit unserer Zeit, Lpz., 1841; Die Musik des 19. Jahrhunderts und ihre Pflege. Methode der Musik, Lpz., 1855, Ludwig van Beethoven. Leben und Schaften, Bd 1-2, B., 1859; Glьck und die Oper, Tl1-2, В., 1863; Anleitung zum Vortrag Beethovenscher Klavierwerke, В., 1863; Erinnerungen. Aus meinem Leben, Bd 1-2, В., 1865; Das Ideal und die Gegenwart, Jena, 1867; и др.Литература: Neuss E., A. B. Marx, der hallesche Deuter und Wegbereiter Beethovens, в кн.: Hallesches Monatsheft, (Bd) 4, 1957; Kirchmeyer H., Ein Kapitel Adolf Bernhard Marx. Ьber Sendungsbewusstsein und Bildungsstand der Berliner Musikkritik zwischen 1824 und 1830, в кн.: Beitrдge zur Geschichte der Musikanschauung im 19. Jahrhundert, hrsg. von W. Salmen, Regensburg, 1965; Edler A., Zur Musikanschauung von Adolf Bernhard Marx, там же.M. M. Яковлев.Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое маркс а. б.
Значение слова маркс а. б.
Что означает маркс а. б.
Толкование слова маркс а. б.
Определение термина маркс а. б.
marks a. b. это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):