Музыкальная энциклопедия - микрохроматика
Связанные словари
Микрохроматика
Двенадцатитоновая нотация А. Хабы.
Природа М. мелодическая. Отсутствие многоголосия и специфика строя вок. музыки ряда нац. муз. культур создают естеств. предпосылки для применения М. и закрепления её как особого выразит. средства лада. Во мн. древних и восточных муз. культурах М. широко применялась (и применяется до сих пор) наряду с тремя др. родами лада (пентатоникой, диатоникой, хроматикой). М. была свойственна музыке Др. Греции, распространена в музыке Индии, Ирана, стран Средиземноморья (напр., араб. культуры). В греч. музыке М. носила назв. "энармоника" (enarmonion melos, enarmonion genos, armonia). Микроинтервалы применялись также в нек-рых разновидностях хроматич. рода (xroma). Аристоксен (у Боэция, De institutione musica, V, 16) указывает следующие микроинтервалы в составе тетрахорда (сверху вниз, в тонах):
В древней и восточной хроматике и М. число ступеней в октаве могло оставаться равным семи. Вместе с тем оба эти рода чужды альтерации. Мелодии энармонич. рода (М.) впоследствии греки считали "изнеженными". У индусов семиступенная в своей основе октава делится и на 22 шрути (микроинтервала), к-рые придают мелодии особую томно-чувственную прелесть, изысканность (система шрути отчасти аналогична греч. энармонике):
М. (составные микроинтервалы) характерна для араб. музыки. Термин "енхармоника" принят в теории болгарской нар. музыки. Зап.-европ. музыке М. не свойственна (остатки её отмечались в ср.-век. григорианских мелодиях). Возобновление интереса к М. наблюдается во 2-й пол. 16 в. (идеи Н. Вичентино, сконструировавшего инструмент "аркичембало" с 31 звуком в октаве).
Возрождение М. в зап.-европ. музыке 20 в. связано с влиянием Востока и ослаблением многовековой европ. традиции. В числе первых "микрохроматиков" нем. композиторы Р. Штайн, В. Мёллендорф, Г. Магер, рус. комп. И. А. Вышнеградский (10-е гг., ныне живёт в Париже), итальянец С. Бальони, чех А. Хаба, американец Ч. Айвc. Ф. Бузони упоминает возможности М. в "Эскизе новой эстетики музыкального искусства" (1907). Наиболее полно М. использовал А. Хаба (четвертитоновый 14-й квартет, пятитоновый 16-й квартет и др. соч.). В России М. занимался В. Ф. Одоевский (пытавшийся сконструировать "энгармонический клавесин"), в СССР A. М. Авраамов, Г. М. Римский-Корсаков (1925). 53-ступенный инструмент был построен под руководством А. С. Оголевца. Новые импульсы M. получила во 2-й пол. 20 в. Возможности М. широко (хотя и несистематично) используются мн. композиторами, в основном как особого рода ладо-интонационное средство. М. может способствовать утончению интонационной выразительности, обогащению гармонич. палитры. М. встречается у К. Пендерецкого, В. Лютославского, Э. В. Денисова, A. Г. Шнитке, С. М. Слонимского, С. А. Губайдулиной, B. Казанджиева, у мн. др. совр. композиторов.
Индийская мелодия.Э. В. Денисов. "Романтическая музыка", такты 60, 71-72 (партия гобоя).
М. широко применяется в электронной музыке. Построенный сов. инженером Е. В. Мурзиным электронный инструмент АНС имеет 72-ступенную шкалу в пределах октавы (каждый полутон разделён на 6 хром). Принципиальное отличие совр. М. от древних её форм увеличение числа ступеней в октаве (до 24, в четверти-тонике и более; напр., четвертитоновый кластер созвучие, тоны к-рого расположены по секундам, в "Концерте-буфф" Слонимского).
Литература: Одоевский В. Ф., Фрагмент ("Русский простолюдин". 1860-е гг.), в кн.: В. Ф. Одоевский, Музыкально-литературное наследие, М., 1956; Вознесенский И., Образцы греческого церковного осмогласия, М., 1897; Сабанеев Л., Музыкальные беседы, XII, Ультрахроматическая ориентировка, "Музыка", 1913, No 121; Авраамов Арс., "Ультрахроматизм" или "омнитональность?", "Музыкальный современник", 1916, кн. 4-5; его же, Клин-клином, "Музыкальная культура", 1924, No 1; Хаба A., Гармоническая основа четвертитонной системы, "К новым берегам", 1923, No 3; Штейн Р., Четвертитонная музыка, там же; Римский-Корсаков Г. М., Обоснование четвертитоновой музыкальной системы, в кн.: De Musica, вып. 1, Л., 1925; Синявер Л., Музыка Индии, М., 1958; Джами Абдурахман, Трактат о музыке, пер. с перс. Таш., 1960; Беляев В. М., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 2, М., 1963; Шоттен A., Обзор марокканской музыки, (пер. с франц.), М., 1967; Эль-Саид Мохамед Авад Хавас, Современная арабская народная песня, М., 1970; Беляев В. М., Организация народных ладовых систем, в его кн.: О музыкальном фольклоре и древней письменности, М., 1971; Vincent A. J. H., Emploi des quarts de ton dans le chant grйgorien constatй sur l'Antiphonaire de Montpellier, P., 1854; Raillard F., Emploi des quarts de ton, "Revue archйologique", 1859, v. 2; Gmelсh J., Die Viertelstonstufen im MeЯtonale von Montpellier, "Verцffentlichungen der Gregorianischen Akademie zu Freiburg", 1911, H. 6; Вusoni F., Entwurf einer neuen Aesthetik der Tonkunst, (Triest), 1907 (рус. пер. Эскиз новой эстетики музыкального искусства, СПБ, 1912); Moellendorff W., Musik mit Vierteltцnen, Lpz., 1917; Вaglioni S., Udito e voce, Roma, 1930; Haba A., Grundlagen der Tondifferenzierung und der neuen Stilmцglichkeiten in der Musik. Von neuer Musik, Kцln, 1925; Zich O., Ctvrttуnovб hudba, "Hudebni rozhledy", 1925-1926, roc. 2, c. 2, 5-8; его же, Neue Harmonielehre..., Lpz., 1927; его же, Casellas Scarlattiana-Vierteltonmusik und Musikstil der Freicheit, "Anbruch", 1929, H. 9-10; Kallenbach-Greller L., Die historischen Grundlagen der Vierteltцne, "AfMw", 1927, Jahrg. 8, H. 4; Guttmann A., Ist eine Vierteltonsmusik mцglich?, "Melos", 1928, Jahrg. 7, H. 11; Джуджев С., Теория на българската народна музика, т. 2, София, 1955; Daniйlou A., Northern Indian Music, N. Y. Wash., (1969); Vyschnegradsky I., L'ultrachromatisme et les espaces non octaviants, "RM", 1972, No 290/291. см. также лит. при статьях Арабская музыка, Древнегреческая музыка, Индийская музыка, Иранская музыка, Лад, Нотация.Ю. Н. Холопов.