Музыкальная энциклопедия - миллёкер к.
Связанные словари
Миллёкер к.
В 1866-69 дирижёр венского т-ра "Гармония", в 1869-83 "Театра ан дер Вин". Руководил также исп. своих произв. в т-рах Мюнхена, Берлина, Гамбурга. Как композитор дебютировал опереттами "Мертвый гость" и "Две вязальщицы" (обе пост. 1865, Грац). Наряду с Ф. Зуппе и И. Штраусом М. один из основоположников венской классич. оперетты. Произв. М. носят, как правило, развлекательный, лирический, порой сентиментальный характер. В то же время его музыка отличается ярким нац. колоритом и театральностью, изобретательной инструментовкой, что принесло ей успех у широкой аудитории. Композитор часто использовал интонации и характерные формы венского гор. фольклора. Наибольшую популярность при жизни автора приобрели оперетты "Заколдованный замок" ("Das verwunschene SchloЯ", 1878), "Графиня Дюбарри" ("Grдfin Dubarry", 1879), "Апаюн-водонос" ("Apajune der Wasserman", 1880), "Бельвильская дева" ("Die Jungfrau von Belleville", 1881), а особенно "Нищий студент" ("Der Bettelstudent", 1882) и "Гаспарон" ("Gasparone", 1884), с успехом шедшие также на рус. сцене. Мн. оперетты М. сохраняются в репертуаре совр. т-ров.
Сочинения: более 20 оперетт, в т.ч. Приключение в Вене (Abenteuer in Wien, 1873), Остров женщин (Fraueninsel, 1878), Полковой проповедник (Der Feldprediger, 1884), Вице-адмирал (Der Viceadmiral, 1886), Семь швабов (Die sieben Schwaben, 1887), Бедный Йонафан (Der arme Jonathan, 1890), Воскресное дитя (Das Sonntagskind, 1892), Пробный поцелуй (Der Probekuss, 1895), Северное сияние (Das Nordlicht, 1896); музыка к драм. спектаклям; сб-ки лёгких фп. пьес ("Musikalische Presse", выходившие ежемесячно в 1873-76).Литература: К. Миллёкер. (Некролог), "РМГ", 1900, No 2; Янковский М., Оперетта, Л.-М., 1937, с. 142-46; Rrеiss С., K. Millцcker, W., 1905; Damies К., Ьber die Bearbeitung klassischer Operetten, "Musik und Gesellschaft", 1959, No11.M. M. Яковлев.