Музыкальная энциклопедия - моцарт и. г.
Связанные словари
Моцарт и. г.
Учился игре на скрипке и органе. По композиции занимался в гор. муз. коллегиуме в Аугсбурге у кантора Ф. Д. Кройтера (ученика И. С. Баха), позднее у И. Г. Зайферта (ученика К. Ф. Э. Баха). Служил камердинером и музыкантом у графа Турн. С 1743 скрипач придв. капеллы архиепископа Зальцбургского, с 1757 придв. композитор, с 1763 вице-капельмейстер. Вёл педагогич. работу, был первым учителем музыки своего сына (обучал его игре на фп., органе и скрипке), сыграв громадную роль в его творч. развитии; сохранил и систематизировал соч., написанные им в детстве. Автор опер, пантомим, церк. музыки, трио-сонат, фп. сонат, скр. дуэтов, дивертисментов, инстр. концертов, симфоний (последние эклектичны по стилю, отчасти близки ранней венской школе). Написал методич. труд "Опыт основательной скрипичной школы" ("Versuch einer grьndlichen Violinschule", 1756; факсимильное изд. 1956; рус. пер. под назв. "Основательное скрипичное училище", 1804). Наряду с "Методой для поперечной флейты" И. И. Кванца (1752) и "Опытом правильного способа игры на клавире" К. Э. Ф. Баха (т. 1-2, 1753-62) является основным методич. трудом по муз. исполнительству 18 в.
Литература: Friedlaender M., Leopold Mozarts Klaviersonaten, "Die Musik", 1904-05, Jahrg. 4, H. 1; Abert H., Leopold Mozarts Notenbuch von 1762, в сб.: Gluck-Jahrbuch, Bd 3, Lpz., 1917; Schurig A., Leopold Mozart: Reise-Aufzeichnungen 1763-1771, Dresd., 1920; Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923; Theiss E. L., Die Instrumentalwerke Leopold Mozarts, Giessen, 1942 (Diss.)И. M. Ямпольский.