Музыкальная энциклопедия - мурис и.
Связанные словари
Мурис и.
(Muris) Иоанн де (ок. 1290, епархия Лизьё, Нормандия после 1351, Париж) франц. муз. теоретик, математик, астроном. Крупнейший учёный средневековья. Изучал математику и астрономию в Парижском ун-те. Ок. 1318 жил в Эврё. Написал трактат "Искусство новой музыки" ("Ars novae musicae", 1319), к-рый содержит части, посв. теории ("musica theorica") и муз. практике ("musica practica"; в последней впервые обосновал систему организации муз.
времени: "...звук (vox) порождается движением", "время нераздельно объединяет движение", "звуку необходимо измерение времени", "время есть мера движения"). Теоретик ars nova, M. подробно изложил систему мензуральной нотации ars nova (символика троичности, 4 "степени перфекции", иерархию длительностей, их деление на перфектные и имперфектные, систематику модусов).
В 1321 получил степень магистра искусств в Сорбонне, создал трактаты по астрономии. В 1323 написал трактат "Умозрительная музыка по Боэцию" ("Musica speculativa secundum Boetium"), служивший основным учебником музыки в университетах до 16 в. С нач. 1320-х гг.преподавал в Парижском ун-те, помимо математики и астрономии, вероятно, также и музыку (в составе т. н. квадривия, состоявшего из 4 предметов музыки, арифметики, геометрии и астрономии). На протяжении 30 лет писал трактаты, в т. ч. по музыке (время их создания неизвестно) "Книжица о размеренном пении" ("Libellus cantus mensurabilis") и "Рассуждения о частях музыки" ("Questiones super partes musicae").
M. включал в математич. исследования разделы, посв. музыке, т. к. в подходе к муз. явлениям исходил из принципа числа как основы миропорядка; 4-й трактат 4-й книги его гл. труда "Четырёхчастного сочинения о числах" ("Quadripartitum opus numerorum") связан с музыкой и имеет подзаголовок: "О музыкальных звуках" ("De sonis musicis"). Музыке полностью посвящён также небольшой "Трактат о числах...", построенный в форме послания к епископу Ф.
де Витри. До 1925 М. ошибочно приписывался труд Я. Льежского "Зерцало музыки" ("Speculum musicae"); трактат не мог принадлежать М., т. к. направлен против ars nova. M. впервые указал на осн. понятия техники изоритмич. мотета (color и talea, в трактате "Libellus cantus mensurabilis"). В 1344 участвовал в работе по реформе календаря (по приглашению папы Климента VI).Литература: Coussemaker E. de, Histoire de l'harmonie au Moyen Age, P., 1852; Hirschfeld R., Johannes de Muris..., Lpz., 1884; Riemann H., Geschichte der Musiktheorie im IX.-XIX. Jahrhundert, Lpz., 1898; Duhem P., Le systиme du monde..., t. 4, P., 1916; Besseler H., Studien zur Musik des Mittelalters, "AfMw", 1925-1926, Jahrg. 7-8; Apel W., The Notation of polyphonic music 900-1600, Camb., 1944; Strunk О., Source readings in music history, N. Y., (1950), new ed., (v. 1) Antiquity and the middle ages, N. Y., (1965); Werner E., The mathematical foundation of Philippe de Vitri's Ars nova, "JAMS", v. 9, 1956, No 2.Ю. H. Холопов. .