Музыкальная энциклопедия - музыкальная комедия
Связанные словари
Музыкальная комедия
М. к. как самостоят. жанр муз. т-ра возникла в кон. 19 нач. 20 вв. и утвердилась к сер. 20 в. В отличие от оперетты, музыка в М. к. не так тесно связана с развитием действия, в ней редки развёрнутые муз. сцены с переплетением ансамблей, сольных арий, хоров. Особенно характерно для М. к. использование разнообразных песенных жанров (лирич. и бытовые песни как эстрадного, так и народного характера, зонги, шлагеры и др.) и бытового танца.
Сов. М. к. развивалась на основе традиций нар. бытовой комедии и фарса, рус. комич. оперы 18 в., водевиля и зап.-европ. классич. оперетты, широко используя их образно-выразит. средства. Её становление тесно связано с борьбой против засилья бездумной развлекательности и штампов нововенской оперетты. В жанре М. к. работали комп. Б. А. Александров ("Моя Гюзель", "На берегу Амура"), К. Я. Листов ("Мечтатели", "Севастопольский вальс"), Ю. С. Милютин ("Фонари-фонарики", "Тихое семейство"), А. П. Рябов ("Сорочинская ярмарка", "Свадьба в Малиновке"), О. Б. Фельцман ("Воздушный замок", "Суворочка") и др. Создатели сов. М. к. большое внимание уделяли совершенствованию её лит. основы. Среди драматургов, обращавшихся к работе над М. к.: Н. А. Адуев, Е. М. Гальперина, В. З. Масс, М. А. Червинский, В. Я. Типот, Л. А. Юхвид. Тематика сов. М. к. отличается многообразием, охватывая лирико-бытовые ("Ромео, мой сосед" Гаджиева), фантастические ("Звёздный рейс" Каца), исторические ("Табачный капитан" Щербачёва) и героико-романтические сюжеты ("На рассвете" Сандлера). Жанр М. к. развивают и композиторы др. социалистич. стран: П. Хаджиев и В. Райчев (Болгария), О. Винце и Т. Барди (Венгрия), Е. Лявина-Свентоховски и Е. Гачек (Польша) и др.
Е. П. Жиляева.