Музыкальная энциклопедия - национальный театр
Связанные словари
Национальный театр
Н. т. объединяет 3 самостоят. труппы оперную, балетную и драматическую; с момента основания т-ра ведущая роль принадлежит опере. С Н. т. тесно связано развитие чеш. оперы, здесь были пост.: "Димитрий" (1883), "Якобинец" (1889) и "Чёрт и Кача" (1899) Дворжака, "Мессинская невеста" (1884) и "Шарка" (1897) Фибиха, "Ева" Фёрстера (1899) и др. Т-р ставил также оперы рус. композиторов, в их числе "Русалка" (1889), "Пиковая дама" (1892), "Майская ночь" (1896), "Князь Игорь" (1899). В 1888 П. И. Чайковский дирижировал на премьерах спектаклей "Евгений Онегин" и "Лебединое озеро" (2-й акт); нек-рые из произв. композитора были впервые исполнены за рубежом на сцене Н. т. Среди лучших пост. итал. онер "Аида" (1884), "Отелло" (1888); "Сельская честь" Масканьи (1891), "Богема" (1898). В Н. т. работали: дирижёры A. Чех, М. Ангер, режиссёр Ф. Колар; выступали известные певцы Й. Лев, М. Ситтова, А. Вавра, Б. Лаутерерова-Фёрстерова, Б. Бенони, Р. Матурова, B. Геш, Б. Птак и др.
Важный период в истории Н. т. связан с деятельностью композитора и дирижёра К. Коваржовица (худ. рук. оперы в 1900-20). Вместе с ним работали дирижёры Ф. Пицка, Ф. Йялек, Б. Брзобогаты и др., режиссёр Р. Полак. Значительно расширился репертуар т-ра, были пост. новые чеш. оперы "Падение Арконы" Фибиха (1900), "Русалка" (1901) и "Армида" (1904) Дворжака, "Джессика" Фёрстера (1905), "Её падчерица" Яначека (1916) и др.; на сцене т-ра шли также: "Тоска" (1903), "Снегурочка" (1905), "Борис Годунов" (1910); "Электра" (1910) и "Кавалер роз" (1911) Р. Штрауса, оперы Р. Вагнера, в т. ч. "Тристан и Изольда" (1913), "Парсифаль" (1914). В 1918 Н. т. впервые пост. все оперы Сметаны. В труппе т-ра были видные певцы К. Буриан, Э. Дестинова, Э. Поллерт, Г. Хорватова, В. Зитек и др. В 1918 Чехословакия стала самостоятельным независимым гос-вом, что оказало существ. влияние и на муз.-театр. жизнь страны. В 1921-35 во главе оперной труппы Н. т. был композитор и дирижёр О. Острчил; годы его деятельности ознаменовались особым подъёмом высокой исполнит. культурой спектаклей, разнообразным репертуаром. Совм. с режиссёром Ф. Пуйманом и художником Ф. Киселой Острчил осуществил пост. всех опер Сметаны, А. Дворжака, 3. Фибиха, Й. Б. Фёрстера, В. Новака, цикла опер В. А. Моцарта. На сцене т-ра шли также произв. совр. чеш. композиторов, в т. ч. "Братья Карамазовы" Еремиаша (1928), "Яношик" К. Хабы (1934). В 1942-44 т-р возглавлял В. Талих (в 1935-44 был гл. дирижёром). В годы немецко-фашистской оккупации (1939-45) коллектив т-ра стремился сохранить в репертуаре соч. чеш. композиторов. В 1944 Н. т. был закрыт. После освобождения Чехословакии (1945) и установления нар.-демократич. строя в стране (1948) начался новый этап в жизни т-ра. Первый сезон открылся оперой "Проданная невеста" Сметаны.
В 1948-49 к Н. т. была присоединена труппа "Большой оперы 5 мая" (играла в Т-ре им. Б. Сметаны). В послевоенный период в Н. т. работали дирижёры О. Еремиаш, 3. Халабала, В. Кашлик, Я. Кромбгольц; режиссёры Л. Мандаус, К. Ернек, Г. Тейн; художники И. Свобода, О. Шимачек. В репертуаре Н. т. появились советские оперы "Обручение в монастыре" и "Война и мир" (1948), "Молодая гвардия" (1952); "Муса Джалиль" Жиганова (1960), "Укрощение строптивой" Шебалина (1962). В 1963 в содружестве с т-рами Брно, Остравы и Пльзеня Н. т. провёл фестиваль всех сценических (оперных и балетных) произв. С. С. Прокофьева. Т-р регулярно ставит оперы совр. чеш. и слов. композиторов "Палечек" Боржковца (1958), "Сусанна Войиржова" Пауэра (1958), "Мирандолина" Мартину (1959), "Святоплук" Сухоня (1960), "Воскресение" Циккера (1962), "Ромео, Юлия и тьма" Фишера (1962), "Переполох в Эфесе" Крейчи (1962), "Жюльетта" (1963) и "Греческие страсти" (1966) Мартину, "Факел Прометея" Гануша (1965) и др. В 1970-73 т-р осуществил пост. опер "Мнимый больной" Пауэра, "Валькирия" Вагнера, "Крутнява" Сухоня, "Война и мир" (Гос. пр. ЧССР, 1971); "Десять дней, которые потрясли мир" Карминского. В труппе т-ра (1975): певцы Г. Бенячкова, К. Берман, Б. Бла-хут, Э. Гакен, Л. Доманинская, И. Жидек, Й. Заградничек, Н. Книплова, Л. Марова, М. Махоткова, А. Микова, И. Миксова, Р. Тучек и др.; художественный рук. оперы Н. т.-Л. Шип, главный дирижёр Я. Кромб-гольц, главный режиссёр В. Кашлик, главный художник Й. Свобода.
С 1954 Н. т. работает в 3 зданиях, получивших самостоят. названия,собственно Н. т. (зрит. зал на 1200 мест; здесь идут оперные, балетные и драм. спектакли), Т-р им. Б. Сметаны (зрит. зал на 1450 мест; оперные и балетные), Т-р им. И. К. Тыла (быв. Сословный т-р, где впервые прозвучал "Дон-Жуан" Моцарта, 1787), на сцене к-рого выступает драм. труппа и ставятся камерные оперы и балеты. Н. т. неоднократно выезжал на гастроли в др. страны, в 1955 и 1975 в СССР (оперная труппа).
Балетная труппа Н. т. первоначально была немногочисленной, и артисты балета выступали в основном в танц. сценах оперных спектаклей. В 1888 были пост. "Сильвия" Делиба и "Лебединое озеро". В нач. 20 в. ставятся балеты на чеш. сюжеты: "Сказка о Гонзе" (1902) и "Из сказки в сказку" (1908) О. Недбала, "Олим" Каана (1904) и др. Среди балетов 20-30-х гг. "Иштар" (1924) и "Шпаличек" (1933) Мартину, "Петрушка" Стравинского (1925), "Фагот и флейта" Буриана (1929) и др. Новый период в истории балетной труппы (после 1945) ознаменовался обновлением репертуара, ростом проф. мастерства солистов, высоким художеств. уровнем постановок. Были пост. балеты чеш. композиторов "Славянские танцы" на музыку Дворжака (1956), "Отелло" Гануша (1959), "Лунатик" Шульгофа (1963), "Последний одуванчик" Вацека (1965) и др.; значительную часть репертуара составляют произведения мировой классики балеты П. И. Чайковского, И. Ф. Стравинского, М. Равеля и др., и балеты советских композиторов "Красный мак" (1947); "Золушка" (1948), "Ромео и Джульетта" (1950), "Блудный сын" (1963) Прокофьева, "Семь красавиц" (1959); "Юность" Чулаки (1959) и др. В сезоне 1970/71 Н. т. поставил балет "Коррида" ("Кармен-сюита") Бизе Щедрина.
В разное время в балетной труппе т-ра работали: балетмейстеры Й. Блажек, Й. Енчик, С. Махов, Й. Немечек, Р. Ремиславский, с 1974 гл. балетмейстер М. Кура; солисты балета Н. Гайдашова, М. Дротнерова, Я. Петржик, С. Ремар, О. Скалова, 3. Шемберова, В. Шилганова и др.
Литература: Сабинина М., Пражский Национальный театр в Москве, "СМ", 1955, No 8; Полякова Л., Пражская опера сегодня, там же, 1971, No 6; Subert F. A., Nбrodni divadlo n Praze, Praha, 1884; Nejedlэ Z., Opera Nбrodnнho divadla od roku 1900, Praha, 1935, 1949; его же, Opera Nбrodniho divadla od roku 1900 do pfevratu, Praha, 1936, 1949; Lйb1 Vl., Cesty modernн operэ, Praha, 1961; Schmidovб L., Ceskoslovenskэ balet, (Praha, 1962); Pala P., Opera Nбrodniho divadla n obdobн O. Ostrcila, sv. 1 (1918-1920), Praha, 1962, sv. 2 (1920-1924), Praha, 1964, sv. 3 (1924-1927), Praha, 1965; Nemecek J., Opera Nбrodniho divadla n obdobi K. Kovarovice, sv. 1 (1900-1912), Praha, 1968, sv. 2(19121920), Praha, 1969.B. H. Егорова.