Музыкальная энциклопедия - народная песня
Связанные словари
Народная песня
В Н. п. преобладает строфическая и куплетная форма, часто с композиционно выделенными запевом, припевом или рефреном (особенно в хоровой Н. п.). Различным по содержанию поэтич. строфам (куплетам) каждой Н. п. соответствует обычно один напев, варьируемый при неоднократном повторении (на протяжении всей песни). Традиционной крестьянской песенности, особенно архаичной по истокам (связанной с трудом и обрядом), свойственны т. н. напевы-формулы короткие мелодии, соответствующие обычно одной стиховой строке или двухстишной строфе и употребляемые с текстами разного содержания, но одинаковой бытовой (или ритуальной) функции (напр., многочисл. свадебные песни одной деревни могут исполняться на одну-две мелодич. формулы).
Нар. певец обычно не мыслит мелодию песни вне её текста, и наоборот. Создание слов и музыки Н. п. единый творч. процесс, в к-ром решающее значение имеет традиция: Н. п. возникает на основе законов, эстетически действенных в каждом данном песенном коллективе, и потому подчиняется нормам муз.-поэтич. типологии. Так, в каждом жанре Н. п. существуют ведущие и периферийные по значению песенные типы (ритмические, мелодические), на основе к-рых познаётся вариантность Н. п. Наряду с варьированием основных песенных типов в народном творчестве часто используются перетекстовка старых мелодий и переинтонирование старых текстов. Особое место в нар.-песенном репертуаре занимают песни на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Известны также так называемые "бродячие" мелодии, исполняемые у разных народов со своими песенными текстами. В фольклоре каждого народа существуют подлинные шедевры песенного мелоса. Н. п. занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа. см. ст. Народная музыка.
Литература: Веселовский А. Н., О происхождении и развитии песен, Собр. соч., т. 1, СПБ, 1913; Кулаковский Л., Строение куплетной песни, М. Л., 1939; его же, Песня, её язык, структура, судьбы, М., 1962; Нестьев И., Народная песня как основа музыкального искусства, М., 1961; Штейниц В., Рабочая песня и народная песня, М., 1964; Bьcher К., Arbeit und Rhythmus, Lpz., 1897, 1924 (рус. пер. Работа и ритм, СПБ, 1899, то же, М., 1923); Upton G. P., The song, its birth, evolution and functions..., Chi., 1915; Viora W., Das echte Volkslied, Hdlb., 1950, 1962; A history of song, ed. by D. Stevens, L., 1960; Marуthy J., Az eurуpai nepdal szьletйse, Bdpst, 1960 (рус. пер. Рождение европейской народной песни (автореферат), в сб.: Славянский музыкальный фольклор, М., 1972); Sydow A., Das Lied. Ursprung, Wesen und Wandel, Gцttingen, 1962; Bowra С. М., Primitive song, N. Y., (1963); Suppan W., Volkslied. Seine Sammlung und Erforschung, Stuttg., 1966; Neef W., Das Chanson. Eine Monographie, Lpz., 1972.И. И. Земцовский.