Музыкальная энциклопедия - ницше ф. в.
Связанные словари
Ницше ф. в.
Лит.-философские и критич. труды Н., занимающие промежуточное положение между науч. исследованиями и художеств. произв., оказали большое влияние на формирование философских и эстетич. систем, а также художеств. творчества на рубеже 19 и 20 вв. Н. начинал как последователь А. Шопенгауэра, но впоследствии в его трудах развиваются идеи разл. философских направлений. В своей иррационалистической "философии культуры" Н. подвергает критике бурж. общество, его идеологию, мораль, религию, социально-экономические отношения, искусство. Но эта критика, переплетаясь у Н. с концепциями буржуазного позитивизма и социального дарвинизма (он воспринял идеи Дарвина, перенеся их на человеческое общество), с созданным им мифом о "сверхчеловеке", антидемократическим культом сильной личности, теорией "воли к власти" как высшего закона природы, послужила основой для развития реакционной идеологии "ницшеанства". Этот комплекс идей использовался идеологами зарождавшегося империализма (с характерным для них расизмом и милитаризмом), а в дальнейшем и нем. национал-социализма. Эстетика H., как и вся система его взглядов в целом, наполнена противоречиями, ироническими парадоксами.
Страстное увлечение музыкой, к-рая, по мнению Н., должна освобождать человеческий дух, проходит через всю его жизнь. Многочисл. оригинальные мысли о музыке Н. высказывал в своих лекциях по истории антич. литературы. В 1869 он познакомился с Р. Вагнером и до 1872 постоянно посещал его в Трибшене (Швейцария). Произв. Вагнера (в особенности опера "Тристан и Изольда") оказали решающее влияние на формирование личности и мировоззрения молодого Н. В творчестве Вагнера он видел воплощение сущности философии Шопенгауэра с её идеей "героического пессимизма" (мужественного приятия страдания). Сначала Н. воспринимал Вагнера как представителя иск-ва будущего передового, актуального, в к-ром стихийное ("дионисийское", по определению Н.) и гармоническое ("аполлоновское") начала находятся в равновесии. Но со временем и под непосредственным впечатлением от постановок опер Вагнера в Байрёйтском т-ре Н. развенчивает свой прежний кумир, обвиняя композитора в демагогичности, ложной патетике, угождении вульгарным инстинктам "массы", "толпы" ("Gцtzendдmmerung", 1899). Одноврем. Н. противопоставляет Вагнеру "Кармен" Бизе как высшее проявление муз. реализма. Работы Н., связанные с проблематикой вагнеровского творчества ("Рождение трагедии из духа музыки", 1871; "Р. Вагнер в Байрёйте", 1876; "Дело Вагнера. Проблема музыканта", 1888; "Ницше против Вагнера", 1888; разбор увертюры к опере "Нюрнбергские мейстерзингеры" в соч. "По ту сторону добра и зла", 1886), явились ценным вкладом в лит-ру о Р. Вагнере. Н. был также пианистом-импровизатором, композитором (муз. соч. Н. помогают понять его человеческую личность и сущность его философии), автором многочисл. лирич. стихов, предвосхитивших нем.-австр. экспрессионизм нач. 20 в. На тексты и темы Н. написаны муз. произв. (3-я симфония Г. Малера, симф. поэма "Так говорил Заратустра" Р. Штрауса, вок. соч. А. Шёнберга, П. Хиндемита и др.).
Сочинения: Ьber Musik, 1858; Zur Theorie der quantitierenden Rhythmik, 1870; Das griechische Musikdrama, 1870; Ьber Musik und Wort, 1871; Die Geburt der Tragцdie aus dem Geiste der Musik, Lpz., 1872; R. Wagner in Bayreuth, В., 1876; Der Fall Wagner. Ein Musikanten-Problem, Lpz., 1888; Nietzsche contra Wagner. Aktenstьcke eines Psychologen, 1888, 1901; Werke, Bd 1 19, Lpz., 1895-1913, Bd 20 (Register), Lpz., 1926 (рус. пер. Полн. собр. соч., т. 1-3, 9, М., 1909-12).Письма: Fr. Nietzsches Gesammelte Briefe, hrsg. von P. Gast und A. Seidl, Bd 1-6, Lpz., 1902-09; Gast P., Die Briefe an Fr. Nietzsche, hrsg. von A. Mendt, Bd 1-2, Mьnch., 1923-24; Nietzsche in seinen Briefen und Berichten der Zeitgenossen, hrsg. von A. Baeumler, Lpz., 1932: Die Briefe Cosima Wagners an Fr. Nietzsche, hrsg. von E. Thierbach, Bd 1-2, Weimar, 1938-40; R. Wagner Fr. Nietzsche, Briefwechsel, в сб.: Parnass-Bьcherei, (Bd) 89, Bern, 1951.Литература: Пшибышевский С, Шопен и Ницше, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1905; Шестов Л., Достоевский и Ницше. (Философия трагедии), СПБ, 1909; Риль A., P. Ницше как художник и мыслитель, пер. с нем., СПБ, 1909; Вересаев В. В., Живая жизнь, ч. 2Аполлон и Дионис (о Ницше), М., 1915; то же, Полн. собр. соч., т. 8, М., 1929; Браудо Е., Ницше. Философ-музыкант, П., 1922; Манн Т., Философия Ницше в свете нашего опыта, Собр. соч., т. 10, М., 1961; Верцман И. Е., Проблемы художественного познания, М., 1967; Fцrster-Nietzsche E., Das Leben Fr. Nietzsche's, Bd 1-2, Lpz., 1895-1904; её же, Wagner und Nietzsche, Mьnch., 1915; Lasserre P., Les idйes de Nietzsche sur la musique, P., 1905, 1930; Daffner H., Fr. Nietzsches Randglossen zu Bizets Carmen, в сб.: Deutsche Musikbь-cherei, Bd 1, Ravensburg, (1912); Hildebrandt К., Wagner und Nietzsche, Breslau, 1924; Zweig St., Der Kampf mit dem Dдmon, Lpz., 1925;Gьrster E., Nietzsche und die Musik, Mьnch., 1929; Jaspers K., Nietzsche, B. Lpz., 1936, B., 1947; Adorno Th. W., Versuch ьber Wagner, В., 1952; Westernhagen С. von, R. Wagner, Z., 1956; Love F. R., Young Nietzeche and the Wagnerian Experience, Chapel Hill, 1963.О. Т. Леонтьева.