Музыкальная энциклопедия - одноголосие
Связанные словари
Одноголосие
О. простейший и поэтому первичный способ изложения муз. мысли. Осн. отличие О. от многоголосия состоит в том, что одна мелодич. линия должна вместить в себя всю совокупность средств музыки. Преимущество О. в возможности полного выражения мысли посредством одной только мелодии. Оборотная сторона той же специфики О. неприменимость выразит. средств, действительных лишь для созвучания неск. голосов, и связанное с этим ограничение сферы муз. содержания. Правда, посредством т.н. скрытого многоголосия ("скрытой полифонии") в О. можно достигнуть эффекта многогол. полнозвучия (И. С. Бах, сюиты для виолончели соло), однако подобная проекция многоголосия на одноголосную линию всегда даёт только частичную компенсацию; к тому же художеств. эффект заимствуется от др. муз. склада, к-рому О. здесь, т. о., подражает. Развитая проф. культура обращается к О. (в собств. смысле) в мелких формах или для достижения особых красок экспрессии (песня Любаши "Снаряжай скорей, матушка родимая" из 1-го д. "Царской невесты", песня матроса в начале 1-го д. "Тристана и Изольды"). Особое значение имеет О. в проф. музыке стран Востока (в т.ч. советского; пример таджикский Шашмаком см. Маком) и др. внеевроп. культурах, где развитие О. является непосредств. продолжением древних традиций. О. распространено в фольклоре всех народов. Близки к О. бытующие формы произведений совр. песенно-танц. массовых жанров (однако в конечном счёте это всё же не О., а многоголосие, гомофония).
Исторически у всех народов О. образует первую ступень развития высокой проф. муз. культуры (в зап.-европ. музыке григорианское пение, светская музыка средневековья; рус. знаменный распев и др. виды монодии). По мере становления многогол. форм и жанров О. оттесняется на задний план и перестаёт существовать как самостоят. ветвь иск-ва. Г. де Машо был последним из известных композиторов, писавших в жанрах одногол. музыки (отд. "островки" О. встречаются и позже, напр. песни Г. Сакса). Возрождение О., уже на новой основе, в условиях переосмысления классич. ладов мажорно-минорной тональной системы, осуществляется в музыке 20 в. (К. Дебюсси, "Сиринкс" для флейты соло, 1912; И. Ф. Стравинский, Три пьесы для кларнета соло, 1919; Т. Олах, Соната для кларнета соло, 1963).
Литература: см. при статьях Мелодия, Монодия.Ю. Н. Холопов.