Музыкальная энциклопедия - "опера комик"
Связанные словари
"опера комик"
Театр комической оперы ("Theatre de l`Opera-Comique"),франц. муз. т-р. Осн. в 1715 в Париже на Сен-Жерменской ярмарке как временный т-р (здесь впервые давались драматич. представления с муз. номерами), в 1745 был закрыт. Вновь открыт в 1752, а в 1762 слит с т-ром "Комеди Итальенн"; с 1783 назывался т-р "Фавар". В 1801, объединившись с т-ром "Фейдо", получил наименование "О.
к.". С 1806 т-р стал государственным. Совр. здание построено в 1898 (арх. Л. С. Бернье). На сцене т-ра шли фарсы, комедии, водевили, пьесы с музыкой, комические оперы. В период Великой франц. революции в репертуаре были "оперы спасения" Л. Керубини, Э. Мегюля, Н. Далейрака, А. Э. М. Гретри, Ф. А. Филидора.В 19 в. т-р стал крупным центром нац. оперного иск-ва. В 1-й трети 19 в. ставились произв. А. Буальдьё ("Жан Парижский", 1812; "Белая дама", 1825), Ф. Обера ("Фра-Дьяволо", 1830), Ф. Герольда ("Цампа, или Мраморная невеста", 1831) и др.; в 1846 состоялось исполнение драматич. легенды Г.Берлиоза "Осуждение Фауста". Событием в истории т-ра явилась первая пост.
оперы Ж. Бизе "Кармен" (1875). В "О. к." обрели сце-нич. жизнь оперные произв. мн. франц. композиторов, в т. ч. "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1881), "Лакме" (1883); "Манон" Массне (1884), "Король из города Ис" Лало (1888), "Луиза" Шарпантье (1900). С нач. 20 в. осуществляются балетные пост. В 1902 т-р пост. оперу К. Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда", означавшую новый этап в истории франц.
оперы. В 1-й четв. 20 в. ставятся произв. П. Дюка, М. Равеля, Г. Форе, Р. Штрауса, в 30-40-е гг. репертуар пополняется соч. Дж. Пуч-чини, П. Масканьи, Д. Мийо, Ж. Ибера, А. Русселя и др. В разное время в т-ре выступали: певцы Ж. Феральди, Ф. Хелди, Ж. Рогачевский, Р. Бурден, Ж. Мишо, Н. Валлен и др.; дирижёры А. Буссер, Р. Дезормьер и др. После 2-й мировой войны 1939-45 т-р показал оперы: "Похождения повесы" Стравинского (1953), "Человеческий голос" Пуленка (1959), "Замок герцога Синяя Борода" Бартока (1959), "Ночной полёт" Даллапикколы (1960), "Долорес" Жоливе (1961), "Принцесса Полина" Томази (1962), "Последний дикарь" Менотти (1963), "Огненный ангел" Прокофьева (1964), "Катя Кабанова" Яначека (1967), "Поругание Лукреции" Бриттена (1971).
Т-р уделяет большое внимание зап.-европ. классике, в 50-70-е гг. ставились: "Сельская честь" Масканьи, "Паяцы"; "Мирейль" Гуно, "Лакме", "Миньон", "Вертер"; "Беатриче и Бенедикт" Берлиоза, "Севильский цирюльник"; "Девушка с Запада" и "Мадам Баттерфляй" Пуччини. В 60-70-е гг. на сцене "О. к." выступали: известные франц. певцыМ. Меспле, Ж. -Барбье, А. Ланс, С.
Саррока, Ж. Пи, А. Ванцо, M. Py, P. Сойер, M. Сенешаль, Э. Манше, К. Депра и др.; дирижёры X. Эчеверри, П. Этуэн, Ж. Себастьян, М. Розенталь, Ж. Периссон, А. Вольф, П. Дерво и др. В связи с острым финансовым дефицитом решением Мин-ва культуры Франции т-р "О. к." был закрыт 1 апр. 1972 и с 1973 функционирует как Парижская оперная студия (Opйra studio de Paris). Здесь работают молодые певцы, дирижёры, режиссёры, ставятся экспериментальные спектакли (соч.
совр. композиторов).Литература: Soubies A., Malherbe Ch., Prйcis de l'histoire de l'Opйra-Comique, P., 1887; их же, Histoire de l'Opйra-Comique. La seconde salle Favart, v. 1-2, P., 1892-93; Wolff S., Un demi-siиcle d'Opйra-Comique (1900-1950), (P., 1953).В. В. Тимохин. .