Музыкальная энциклопедия - пассамеццо
Связанные словари
Пассамеццо
После 1536 П. приобрёл известность за пределами Италии (напр., пассамеццо нем. композитора X. Нёйзидлера). По муз. стилю танец близок паване, к-рую он вытесняет с её традиционного первого места в танц. сюите. В это время происходит кристаллизация гармонических моделей П., лежащих в основе вариационной формы танца и определяющих его. Наиболее распространённые разновидности "старинный" (antico) и "современный" (moderno):
В нек-рых случаях гармонич. формула П. имеет расширение в виде коды (напр., в паванах У. Бёрда). Равномерная ритмич. пульсация аккордов (гармонич. формула П.) сочетается с фигурационной, нередко с виртуозной мелодич. линией.
П. создавались также на основе др. моделей, напр. на тему нар. песни "La rocha e'l fuso", танц. тему "La battaglia" (пародия на известную "Battaglia" Жанеке-на) и др. Они исполнялись также на лютне или к.-л. клавишном инструменте (не исключалось и вок. исполнение). На основе многочисл. обработок П. в 16 в. складывались значит. по объёму сюитно-вариационные циклы. Напр., Дж. Горцанис создал 24 сюиты (по две от каждой из 12 ступеней), состоящие из "старинных" П. с присоединёнными к ним сальтарелло (в миноре) и "современных" П. с сальтарелло (в мажоре). Цикл этих сюит получил название "Wohltemperierte Laute".
Обе гармонич. формулы П. не встречаются в источниках ранее 1540; они включены, напр., в "Tratado de glosas" Д. Ортиса (1553) наряду с родственными им моделями фолии и романески, бывшими, возможно, прототипами П. Во 2-й пол. 16-17 вв. П. создаются лишь на основе 2 главных разновидностей; их образцыу С. Молинаро, У. Бёрда, А. Габриели, С. Шейдта, Б. Марини, Дж. Б. Витали и др.
Литература: Dieckmann J., Die in deutscher Lautentabulatur ьberlieferten Tдnze des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1931 (Diss.); Haifaig H., Eine handschriftliche Lautentabulatur des Giacomo Gorzanis, Regensburg, 1933; Reichert G., Der Passamezzo, в сб.: Gesellschaft fьr Musikforschung. Kongressbericht, Lьneburg, 1950.Т. Л. Ляхова.