Музыкальная энциклопедия - покровский б. а.
Связанные словари
Покровский б. а.
Борис Александрович (р. 10 (23) I 1912, Москва) сов. режиссёр оперы, педагог. Нар. арт. СССР (1961). В 1937 окончил реж. ф-т ГИТИСа. В 1937-43 режиссёр (с 1939 художеств. рук.) Горьковского т-ра оперы и балета, с 1943 реж., в 19521963 и с 1967 гл. реж. Большого т-ра. Пост. оперы (впервые на сов. сцене): "Нижегородцы" Направника (1942, Горьковский т-р оперы и балета); в Большом т-ре "В огне" ("Под Москвой") Кабалевского (1943, совм.
с М. М. Габовичем), "Бэла" А. Н. Александрова (1946), "Франческа да Римини" Рахманинова (1946), "Судьба человека" Дзержинского (1961), "Семён Котко" (1970) и "Игрок" (1974) Прокофьева, "Похищение луны" Тактакишвили (1977); в Белорусском т-ре оперы и балета "Алеся" Тикоцкого (1944); в Ленингр. Малом т-ре оперы и балета "Война и мир" (1946; Гос. пр. СССР, 1947), "Воевода" Чайковского (1949).
В Большом т-ре пост. также оперы: "Евгений Онегин" (1944), "Майская ночь" (1947), "Вражья сила" (1947; Гос. пр. СССР, 1948), "Проданная невеста" (1948; Гос. пр. СССР, 1948), "Садко" (1949; Гос. пр. СССР, 1950), "Галька" (1949), "Аида" (1951), "Травиата" (1953), "Снегурочка" (1954), "Руслан и Людмила" (1972); "Мёртвые души" Щедрина (1977), "Отелло" (1978) и др. В 1957 в Татарском т-ре оперы и балета пост.
оперу "Муса Джалиль" Жиганова. Поставил ряд спектаклей в Софийской народной опере "Война и мир" (1957), "Хованщина" (1966) и др.; в Софийском муз. т-ре им. Македонского оперетту "Белая ночь" Хренникова (1967); в Лейпцигском оперном театре "Пиковая дама", "Золотой петушок", "Игрок". С 1972 художеств. рук. основанного им Моск. камерного муз. театра. Осуществил здесь пост.
"Не только любовь" Щедрина (1973), "Нос" Шостаковича, "Голос земли" по песням А. И. Островского, "Скупой" Пашкевича (все 1974); "Шинель" и "Коляска" (по Н. В. Гоголю) Холминова, "Сокол Федериго..." Бортнянского, "Директор театра" Моцарта (все 1975); "Рыжая лгунья и солдат" Ганелина (1977) и др. Спектакли, осуществлённые П. на сцене Большого т-ра и в др. оперных т-рах разл.
городов, а также за рубежом, отличаются глубоким проникновением в идейно-художеств. замысел произв., реалистич. решением, высокой муз.-сценич. культурой. Преподаёт в ГИТИСе (с 1954 профессор кафедры муз. театра).
Сочинения: Заметки о работе режиссера и актера в оперном театре, в кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 2, М., 1958; Об оперной режиссуре, М., 1973.Литература: Чудновский М., Режиссёр ставит оперу. Творческий путь нар. арт. СССР Б. А. Покровского, М., 1967. .