Музыкальная энциклопедия - придворный оркестр
Связанные словари
Придворный оркестр
Замкнутый характер деятельности оркестра отражался на художеств. уровне исполнения, обусловливал малосодержательный репертуар, носивший в основном служебный характер (марши, туши, гимны). Руководители оркестра стремились выйти за рамки обслуживания придв. кругов, найти пути к более широкой аудитории. Этому способствовали открытые концерты на летней эстраде Петергофского сада, публичные генеральные репетиции, позднее концерты в залах Придв. певч. капеллы и Дворянского собрания. В 1896 "хор" стал гражданским и был преобразован в П. о., а его участники получили права артистов имп. т-ров. С 1898 П. о. было разрешено давать платные публич. концерты. Однако лишь с 1902 в программы концертов П. о. стала включаться зап.-европ. и рус. классич. симф. музыка. Тогда же по инициативе Варлиха начали систематически проводиться "Оркестровые собрания музыкальных новостей", программы к-рых состояли обычно из произв., исполнявшихся в России впервые. С 1912 П. о. развивает широкую деятельность (концерты оркестра получают известность), проводит циклы историч. концертов рус. и заруб. музыки (в сопровождении популярных лекций), спец. концерты, посв. памяти А. К. Лядова, С. И. Танеева, А. Н. Скрябина. Нек-рыми концертами П. о. дирижировали крупные иностр. гастролёры (Р. Штраус, А. Никиш и др.). Особенных успехов П. о. достиг в эти годы в пропаганде произв. отечеств. музыки. При П. о. существовали нотная библиотека и муз.-историч. музей. В марте 1917 П. о. стал Гос. симф. оркестром. См. Ленинградский академический симфонический оркестр.
Литература: Кристи П. П., Государственный симфонический оркестр. (1917-1921), в кн.: Государственная академическая филармония. Десять лет симфонической музыки. 1917-1927, М., 1928.И. М. Ямпольский.