Музыкальная энциклопедия - псалмодия
Связанные словари
Псалмодия
Важное место П. занимает в григорианском пении; типическим как для византийской, так и для григорианской П. являются мерное и плавное восхождение в начале напева (initium), речитация на одном звуке в середине (tenor), нередко прерываемая своего рода "кульминацией" на ещё более высоких звуках, и плавное же нисхождение в конце (finalis). Существовало три рода П., имевшие давнее происхождение, респонсориальная П. (при к-рой сольное исполнение стихов псалма чередуется с хор. исполнением, своего рода "рефреном"), антифонная (попеременное пение двух хоров) и исполнение только сольное (в ранние периоды) или только хоровое (позднее).
Моск. церк. уставы характеризуют П. как пение "кротким и тихим гласом, косно (медленно) и во услышание всем", т.е. как спокойное, без особых усилий, пение в медиуме голоса. Такую П. представляют отд. участки Псалтири, распетой в 16 в. новгородским мастером пения Маркелом Безбородым. П. встречается в раннем рус. осмогласии (погласицы, самогласны, подобны). Рус. П. родственна византийской по методу изложения напева, основанному на координации синтаксич. и муз. акцентов и на связи стихосложения с муз. фразировкой.
Литература: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941, с. 386-402; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971; Wagner Р., Einfьhrung in die gregorianischen Melodien, Tl 1-3, Lpz., 1895, 1911-21; Idelsohn A., Jewish music in its historical development, N. Y., 1929, то же, 1944; Wellesz E., A history oi Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961; Werner E., The sacred bridge, L.-N. Y., 1959; Strunk О., The Byzantine office at Hagia Sophia, в кн.: Dumbarton Oaks Papers, numers nine and ten, Camb. (Mass.), 1956.H. Д. Успенский.