Музыкальная энциклопедия - психология музыкальная
Связанные словари
Психология музыкальная
В своём историч. развитии П. м. отражает эволюцию музыкознания и эстетики, а также общей психологии и др. наук, связанных с изучением человека. Как автономная науч. дисциплина П. м. оформилась в сер. 19 в. в результате развития экспериментальной психофизиологии и разработки теории слуха в трудах Г. Гельмгольца. До этого времени вопросы муз. психологии затрагивались лишь попутно в муз.-теоретич., эстетич. трудах. В развитие муз. психологии большой вклад внесли работы заруб. учёных Э. Маха, К. Штумпфа, М. Мейера, О. Абрахама, В. Кёлера, В. Вундта, Г. Ревеса и ряда др., исследовавших функции и механизмы муз. слуха. В дальнейшем проблемы психологии слуха получили развитие в работах сов. учёных Е. А. Мальцевой, Н. А. Гарбузова, Б. М. Теплова, А. А. Володина, Ю. Н. Рагса, О. Е. Сахалтуевой. Проблемы психологии муз. восприятия разработаны в книге Э. Курта "Музыкальная психология". Несмотря на то, что Курт опирался в ней на идеи т.н. гештальтпсихологии (от нем. Gestalt форма) и философские взгляды А. Шопенгауэра, сам материал книги, её конкретная муз.-психологич. проблематика послужили основой для дальнейшего развития психологии муз. восприятия. В этой области в дальнейшем появилось много работ зарубежных и сов. исследователей А. Веллека, Г. Ревеса, С. Н. Беляевой-Экземплярской, Е. В. Назайкинского и др. В работах сов. учёных муз. восприятие рассматривается как сложная деятельность, направленная на адекватное отражение музыки и объединяющая собственно восприятие (перцепцию) муз. материала с данными муз. и общего жизненного опыта (апперцепция), познание, эмоциональное переживание и оценку произв. Существенной частью П. м. является муз.-педагогич. психология, в особенности психология муз. способностей, в разработку к-рой внесли вклад исследования Б. Эндрью, С. Ковача, Т. Ламма, К. Сишора, П. Михеля, работы С. М. Майкапара, Е. А. Мальцевой, Б. М. Теплова, Г. Ильиной, В. К. Белобородовой, Н. А. Ветлугиной. К сер. 20 в. всё большую весомость приобретает проблематика социальной психологии (см. Социология музыки). Ей уделили внимание в своих трудах заруб. учёные П. Фарнсуорт, А. Софэк, А. Зильберман, Г. Бесселер, сов. исследователи Беляева-Экземплярская, А. Г. Костюк, А. Н. Сохор, В. С. Цукерман, Г. И. Панкевич, Г. Л. Головинский и др. В значительно меньшей мере разработаны психология композиторского творчества и муз. исполнения. Все сферы муз. психологии объединены в единое целое системой понятий и категорий общей психологии, а главное направленностью на муз. теорию и практику.
Литература: Майкапар С., Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. П., 1915; Беляева-Экземплярская С., О психологии восприятия музыки, М., 1923; её же, Заметки о психологии восприятия времени в музыке, в кн.: Проблемы музыкального мышления, М., 1974; Мальцева Е., Основные элементы слуховых ощущений, в кн.: Сборник работ физиолого-психологической секции ГИМН, вып. 1, М., 1925; Благонадежина Л., Психологический анализ слухового представления мелодии, в кн.: Ученые записки Гос. науч.-исследовательского ин-та психологии, т. 1, М., 1940; Теплов Б., Психология музыкальных способностей, М.-Л., 1947; Гарбузов Н., Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948; Кечхуашвили Г., К проблеме психологии восприятия музыки, в кн.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; его же, О роли установки в оценке музыкальных произведений, "Вопросы психологии", 1975, No 5; Mутли A., Звук и слух, в кн.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Ильина Г., Особенности развития музыкального ритма у детей, "Вопросы психологии", 1961, No 1; Выготский Л., Психология искусства, М., 1965; Костюк О. Г., Сприймання музика и художня культура слухача, Кипв, 1965; Леви В., Вопросы психобиологии музыки, "СМ", 1966, No 8; Pанкевич Г., Восприятие музыкального произведения и его структура, в кн.: Эстетические очерки, вып. 2, М., 1967; её же, Социально-типологические особенности восприятия музыки, в кн.: Эстетические очерки, вып. 3, М., 1973; Ветлугина H. A., Музыкальное развитие ребенка, М., 1968; Агарков О., Об адекватности восприятия музыкального метра, в кн.: Музыкальное искусство и наука, вып. 1, М., 1970; Володин A., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, там же; Цуккерман В. A., О двух противоположных принципах слушательского раскрытия музыкальной формы, в его кн.: Музыкально-теоретические очерки и этюды, М., 1970; Сохор A., О задачах исследования музыкального восприятия, в кн.: Художественное восприятие, ч. 1, Л., 1971; Hазайкинский Е., О психологии музыкального восприятия, М., 1972; его же, О константности в восприятии музыки, в кн.: Музыкальное искусство и наука, вып. 2, М., 1973; Цукерман В. С., Музыка и слушатель, М., 1972; Арановский М., О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений, в кн.: Проблемы музыкального мышления, М., 1974; Блинова М., Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности, Л., 1974; Готсдинер A., О стадиях формирования музыкального восприятия, в кн.: Проблемы музыкального мышления, М., 1974; Белобородова В., Ригина Г., Алиев Ю., Музыкальное восприятие школьников, М., 1975; Бочкарев Л., Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей, "Вопросы психологии", 1975, No 1; Медушевский В., О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки, М., 1976; Helmhоltz H., Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fьr die Theorie der Musik, Braunschweig, 1863; Stumpf K., Tonpsychologie. Bd 1-2, Lpz., 1883-90; Pilo M., Psicologia musicale, Mil., 1904; Seashore C., The psychology of musical talent, Boston, 1919; его же, Psychology of music, N. Y.-L., 1960; Кurth E., Musikpsychologie, В., 1931; Rйvйsz G., Einfьhrung in die Musikpsychologie, Bern, 1946; Вimberg S., Einfьhrung in die Musikpsychologie, Wolfenbuttel, 1957; Parnsworth P, The social psychology of music, N. Y., 1958; Francиs R., La perception de la musique. P., 1958; Lundin H., An objective psychology of music, N. Y., 1958; Besseler H., Das musikalische Hцren der Neuzeit, В., 1959; Wellek A., Musikpsychologie und Musikдsthetik, Fr./M., 1963; Wierszylowski J., Zarys psychologii muzyki, Warsz., 1966; Michel P., Psychologische Grundlagen der Musikerziehung, Lpz., 1968; его же, Musikalische Fдhigkeiten und Fertigkeiten, Lpz., 1971.E. В. Назайкинский.