Музыкальная энциклопедия - раичич с.
Связанные словари
Раичич с.
игре у В. Кершбаумера в Вене (1935-36). С 1936 работает в Белграде. Преподавал игру на фп. в муз. школах (1937-40), ведёт класс теории (с 1940) и композиции (с 1945) в Муз. академии. В 1958-63 директор Ин-та музыковедения Серб. академии наук и иск-в. В ранних произв. Р. отразились увлечения приёмами атональной музыки, а также четвертитоновой системой. Произв.
, созданные в годы 2-й мировой войны 1939-45 и позднее, обнаруживают тенденции к демократизации творчества. В классически ясных по форме симф. и камерных соч. ведущими становятся мелодич. начало, опора на нац. муз. фольклор; часто обращается к программным жанрам (симф. поэмы по мотивам нар. поэзии и нац. лит-ры). Р. один из крупнейших композиторов Югославии; его лучшие соч.
(опера "Симонида", вок.-симф. циклы, 5-я и 6-я симфонии, инстр. концерты) отличаются глубиной содержания, масштабностью замыслов, остротой драм. контрастов, выразительностью и нац. своеобразием муз. языка. В соч. 1960-70-х гг., не порывая с нац. традициями, он находит новые, совр. формы выражения.
Сочинения: оперы (все пост. в Белграде) Симонида (1957, 2-я ред. 1967), Караджордже (1971), Записки сумасшедшего (по Н. В. Гоголю, 1974, там же); 4 балета, в т.ч. Под землёй (Под земsом, 1940); кантата Слепой на ярмарке (Слепац аа сабору, 1961); для орк. 6 симфоний (1935-67), 4 симф. поэмы (все 1942); концерты с орк. 3 для фп. (1940, 1942, 1950), 3 для скр. (1941, 1946, 1953), для влч. (1949), 2 для кларнета (1943. 1962), для фагота (1969); камерно-инстр. соч.; для голоса с орк. циклы На Липаре (На Липару, 1951), Жёлтые листья (Лисjе жути, 1953), Мгновения (Магновеoeа, 1965); романсы; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам; мелодекламации; обр. нар. песен.Е. И. Гордина. .