Музыкальная энциклопедия - рамос де пареха б.
Связанные словари
Рамос де пареха б.
(Ramos (Ramis) de Pareja) Бартоломе (ок. 1440, Баэса, Андалусия после 1491) испан. муз. теоретик. Биографич. сведений почти не сохранилось. Изучал муз.-теоретич. предметы под рук. X. де Монте, позже преподавал в Саламанкском ун-те. С 1472 жил в Болонье (преподавал в ун-те), с 1491 в Риме. Осн. труд Р. де П. трактат "Практическая музыка" (1482). В нём автор выступил реформатором муз.
теории: отвергая доктрины античных и ср.-век. (в т.ч. Боэция и Гвидо дАреццо) церк. писателей, он провозгласил главным критерием в решении теоретич. проблем муз. практику, призывал опираться не на авторитеты, а на аналитич. силу разума. Р. де П. настаивал на необходимости равномерной настройки квинт и кварт, что предвосхитило идею темперации.
Установил числовые пропорции 4 : 5 и 5 : 6 для большой и малой терций, что легло в основу определения консонантного трезвучия. Трактат вызвал острую дискуссию; не все его идеи были сразу восприняты современниками, впоследствии же они оказали благотворное влияние на развитие теоретич. мысли и композиторского творчества.
Сочинения: Musica practica, Bologna, 1482, факсим. переизд., Bologna, 1969.Литература: Haar J., R. Caperon and R. de Pareia, "Acta musicologica", 1969, v. 41, No 1-2, p. 26-36. .