Музыкальная энциклопедия - раунд
Связанные словари
Раунд
(англ. round, букв. круг) англ. нац. разновидность бесконечного канона. Термин "Р." появился в 16 в.; ранее в Англии и в др. странах бытовали термины рота, ротула (от лат. rota колесо). Р. исполняется певцами без инстр. сопровождения. В отличие от бесконечного канона, в к-ром расстояния между вступлениями голосов могут быть различными, в Р. они всегда одинаковы.
Особенность Р. состоит также в том, что все голоса в нём вступают в унисон или в октаву. Как и др. виды бесконечного канона, Р. создаёт впечатление движения по кругу, вращения (отсюда назв.). Предполагают, что при исполнении Р. певцы располагались по окружности. В нек-рых старинных записях Р.применено подобное же "круговое" расположение нотных строк (чаще Р. нотировался одноголосно). Один из наиболее ранних и широко известных образцов Р. "Летний канон" ("Sumer is icumen in"). Первоначально наряду с термином "Р." в качестве его синонима использовался также термин "кэч" (англ. catch поимка, добыча); в 17-18 вв. этот последний термин стал обозначать особую разновидность англ.
многогол. вок. композиции, зачастую также канонич. типа, но отличающуюся юмористич. характером текста и "разорванностью" мелодии, к-рая начинается в одном голосе и продолжается в другом. В Англии Р. сохранился и в 20 в. Рус. термин "круговой канон" обычно применяется по отношению к особого рода бесконечному канону, идущему по квинтовому кругу (образец в "Музыкальном приношении" И.
С. Баха).Литература: Bukofzer M. P., "Sumer is icumen in"; a revision, Berk. Los Ang., 1944; Handschin J., The summer canon and its beackground, "Musica Disciplina", 1949, v. 3, 1951, v. 5; Harrison Fr. Ll., Rota and rondellus in English medieval musik, "Proceedings of the Royal Musical Association", 1959/60, v. 86. .