(нем. Durchfьhrung, франц. и англ. development) средний раздел полной сонатной формы, в к-ром преобладает разработочный метод развития. Сущность последнего заключается в дроблении ранее изложенной темы на отд. фразы, мотивы, в их вычленении. Эти фразы и мотивы, временно обретающие конструктивную самостоятельность, претерпевают ряд изменений мелодических, ладо-гармонических, тональных, ритмических, регистровых, тембровых. Тональные смены обычно основываются на определённом принципе секвенции, движении в доминантовую или субдоминантовую сторону, перемещении на тот или иной
интервал. Тембровые смены осуществляются посредством передачи мотивов от одной группы инструментов (или одного инструмента) к др. группе (или др. инструменту). Существ. роль в Р. играют приёмы полифонич. развития: фугированное движение вплоть
до возникновения
фугато на одну из тем экспозиции (часто видоизменённой) или её фрагмента; использование сложного контрапункта и др. Одним из типичных для сонатной Р. приёмов является последовательное дробление темы на всё более и более мелкие элементы, вплоть до кратких субмотивов.
Для Р. сонатной формы периода классицизма характерно непрерывное поступательное движение. В эпоху романтизма начинают использоваться и консеквентные перемещения крупных разделов. В 1-й части струнного квинтета Шуберта C-dur op. 163 благодаря этому возникает типичная структура А1А2В, к-рая используется и рядом др. композиторов.
Сонатная Р. может включать и изложение новой темы, к-рое образует "эпизод в разработке". Чаще всего эта тема носит лирич. характер.
Р. как крупный раздел формы встречается также в рондо-сонате. Принцип разработочного развития составляет основу неустойчивых разделов и др. форм, напр. середины в простых двухчастной репризной и трёхчастной. Он может проявляться и в др. разделах форм (часто в связках), создавая моменты неустойчивости и активного тематич. развития.
Литература: см. при статье Сонатная форма.
В. П. Бобровский.