Музыкальная энциклопедия - рига
Связанные словари
Рига
В кон. 17 в. в Р. возникло Об-во любителей инстр. музыки (Коллегиум музикум), одним из участников к-рого был И. Фишер, известный нем. композитор и скрипач, ученик Ж. Б. Люлли. В 18 в. центрами орг. музыки стали церкви, где начиная с 14 в. (и особенно с 16 в.) были установлены большие органы (современные существуют с 18-19 вв.). В Р. работали: композитор и органист И. В. Медер (в 1700-19), композитор, органист и клавесинист, ученик И. С. Баха, видный представитель раннего классицизма И. Г. Мютель (в 1753-88), композитор и органист Г. ф. Телеман (в 1773-1828) и др. Они развивали традиции нем. орг. школы. Открытые симф. концерты с 1753 давала капелла мецената О. Фитингхофа, в к-рой играли и его крепостные латыш. музыканты. В 1760 было создано Рижское муз. об-во, проводившее регулярные симф. и камерные концерты. В 1803 исполнялись оратории Й. Гайдна "Сотворение мира" и "Времена года". В 1764-69 в Р. жил нем. философ-просветитель и писатель И. Г. Гердер, включивший в свой сб. "Народные песни" (1778-79) и латыш. песни.
С 17 в. в Р. давали представления группы комедиантов (к сер. 18 в. их выступления становятся постоянными). С 1772 ставились оперные и балетные спектакли, в 1777 гастролировала итал. оперная труппа И. Чезари. В 1782 Фитингхоф основал в Р. в специально построенном здании (ныне Б-ка АН Латв. ССР) постоянный т-р с драм. и оперной труппами. Солистами были гл. обр. артисты, приглашённые из нем. т-ров. Репертуар оперной труппы т-ра составлялся в основном из франц. и итал. комич. опер, опер-буффа и нем. зингшпилей. В кон. 18 в. т-р поставил оперы В. А. Моцарта "Похищение из сераля" (1785), "Волшебная флейта" (1797), "Дон Жуан" (1799), положив начало моцартовской традиции на рижской сцене, в 1818 была осуществлена пост. "Фиделио" Бетховена. В 1798 в Р. гастролировала русская оперная труппа из Петерб. придв. т-ра (опера "Мельник колдун, обманщик и сват" Соколовского), в 1800, 1805, 1809 и 1811 польские оперные труппы из Вильнюса. В 1832-43 (с небольшим перерывом) дирижёром рижской оперной труппы был Г. Дорн, в 1837-39 молодой Р. Вагнер, им пост. оперы Моцарта, К. М. Вебера, Л. Керубини, Э. Н. Мегюля, Ф. Обера, В. Беллини, Дж. Россини, Дж. Мейербера и др. С оркестром т-ра Вагнер давал также регулярные симф. концерты. Рижская оперная сцена была одной из первых, где создалась традиция исполнения вагнеровских опер, сохранившаяся в латыш. оперном т-ре. В 1849 в Р. под рук. дирижёра и композитора К. Крейцера была пост. его опера "Ночной лагерь в Гранаде". Здесь выступали известные певцы В. Шрёдер-Девриент (1847), Й. А. Тихачек (1861) и др., артисты балета Лола Монтес (1844), М. Петипа (1863). В 1857 состоялись гастроли итал. балетной труппы Де Паскуалиса, в 1861 итал. оперной труппы А. Лорини из Берлина и др. В 1863 был открыт новый (нем.) городской т-р (арх. Л. Бонштедт). В 1882 т-р сгорел, восстановлен в 1887 (ныне здание Латв. т-ра оперы и балета). В 1898-1900 дирижёром был Б. Вальтер, в 1909-11 Ф. Буш. В 1-е десятилетие 20 в. репертуар составляли в основном малозначит. оперетты и оперы, но к столетию со дня рождения Р. Вагнера (в 1913) т-р пост. тетралогию "Кольцо нибелунга", "Тристана и Изольду" и др. Оркестр т-ра давал также регулярные симф. концерты. В начале 1-й мировой войны 1914-18 т-р прекратил существование. С кон. 80-х гг. 19 в. в Р. проводились постоянные гастроли рус. оперных трупп с обширным репертуаром, особенно рус. оперной классики. Эти спектакли находили широкий отклик у латыш. общественности, расширяли её муз. кругозор, влияли на развивающееся латыш. оперное исполнительство.
В 1-й пол. 19 в. в Р. концертировали мн. крупнейшие музыканты, в их числе: пианисты Дж. Филд, М. Шимановская, С. Тальберг, Ф. Лист (1842), Клара Шуман (1844); скрипачи П. Роде, П. Байо, Ф. Давид, У. Булль, А. Вьетан; виолончелисты Б. Ромберг, Ф. Серве; певицы А. Каталани (1820), Г. Зонтаг (1830) и др. Большим событием был авторский симф. концерт Г. Берлиоза (1847). Во 2-й пол. 19 в. активное участие в муз. жизни города принимал В. Бергнер, органист Домского собора, основатель Баховского об-ва в Р. (1864). В 1884 нем. фирмой "Валькер" был построен новый орган в Домском соборе (в то время крупнейший в мире; 127 регистров, 6826 труб). На торжеств. открытие органа Ф. Лист написал хоральную прелюдию "Nun danket Alle Gott". В 1910-14 активную деятельность развил Рижский симф. оркестр под рук. Г. Шнеефогта. С оркестром работал также латыш. дир. А. Бобковиц; дирижировали гастролёры Б. Вальтер (1910), Ф. Вейнгартнер (1911), Я. Сибелиус (дал 3 авторских концерта в 1911), Н. Малько (1912), Э. Мелартин (1912) и др. На летних симф. концертах на Рижском взморье выступали оркестр Варшавской филармонии под рук. Г. Фительберга, оркестры из Берлина. Муз. жизнь Р. в кон. 19 нач. 20 вв. обогащалась многочисл. гастролями известных артистов. В этот период здесь концертировали: пианисты А. Н. Есипова, Э. д'Альбер, С. В. Рахманинов, Ф. Бузони, В. Ландовска; скрипачи П. Сарасате, Л. С. Ауэр, Б. Губерман, Э. Изаи, Ф. Крейслер; виолончелисты К. Ю. Давыдов, А. В. Вержбилович; певцы Д. М. Леонова, Ф. И. Шаляпин, М. Зембрих, Л. В. Собинов, М. Баттистини и др. К сер. 19 в. в Р. стала интенсивно развиваться нац. муз. жизнь. Первыми крупными её проявлениями были общелатышские праздники песни (см. Певческие праздники). Они собирали тысячи исполнителей. 1-3-й и 5-й проходили в Риге (1873, 1880, 1888, 1910), 4-й в Елгаве (1895). Основывались мн. латыш. хоры, крупнейшими из к-рых были смешанные и муж. хоры Рижского латыш. певч. об-ва (1879). В развитии латыш. муз. культуры значит. роль сыграла Муз. комиссия Рижского латыш. об-ва (осн. 1888), издававшая латыш. муз. лит-ру, науч. труды по музыке, организовывавшая концерты латыш. музыки, муз.-фольклорные экспедиции. В Муз. комиссии активно работали видные латыш. комп. А. А. Юрьян, Я. Витол и др. С 80-х гг. 19 в. стал формироваться латыш. муз. т-р, на сценах латыш. драм. т-ров ставились зингшпили, оперетты, оперы; драм. сцена дала латыш. муз. т-ру ряд выдающихся оперных артистов (Р. Берзинь, А. Кактинь, М. Брехмане-Штенгеле и др.). В 1913 П. Юрьяном был основан на обществ. началах т-р "Латышская опера", объединивший крупнейших латыш. оперных артистов того времени. В 1915 (во время 1-й мировой войны) т-р прекратил свою деятельность и возобновил её лишь осенью 1918. Развитию муз. жизни Р. активно способствовали латыш. комп. Н. Алунан, Э. Вигнер, Э. Дарзинь, Яз. Мединь, Ян. Мединь, а также А. Калнинь и Э. Мелнгайлис, связанные с Р. лишь частично. В Р. работал ряд муз. уч. заведений, из к-рых старейшими были 1-й муз. ин-т (1864), Школа муз. иск-ва (1877), Муз. уч-ще Г. Гижицкого (1885); центр. место занимало Муз. уч-ще РМО (1904), основанного в Р. в 1898-99.
В нач. 1919 в Латвии установилась Сов. власть янв. май 1919). Р. стала столицей Сов. Латвия. Активно проводилась демократизация муз. жизни. Оперный т-р стал государственным ("Опера Советской Латвии"), ему было передано здание быв. Нем. городского т-ра, оперные спектакли стали доступны трудящимся. В городе проходили регулярные симф. концерты оперного оркестра под упр. Т. Рейтера и концерты-митинги с участием симф. оркестра латыш. стрелков Красной Армии (дир. Я. Рейнхолд).
В годы диктатуры буржуазии в Латвии (1919-40) Р. оставалась центром её муз. культуры. В 1919 была основана Латв. консерватория (ректор Я. Витол), в 1927 Рижская нар. консерватория (ныне Муз. уч-ще им. Яз. Мединя), в 1920-40 работал Фонологич. ин-т Э. Вигнера. В 1923-38 существовал Творч. союз латыш. композиторов (Latvijas skannrazu kopa), объединивший старшее поколение (Я. Витол, Э. Мелнгайлис, Яз. Мединь, А. Калнинь, Я. Залитис, Ян. Мединь, A. Абеле и др.) и младшее (Е. Граубинь, Л. Гарута, Я. Калнинь, В. Дарзинь, Я. Кепитис, П. Барисон, Я. Иванов, А. Скулте и др.); членами союза были и крупнейшие исполнители-инструменталисты. Центр. место в муз. жизни Р. занимала Латв. нац. опера (в 20-30-е гг. оперный т-р) с обширным репертуаром зап.-европ. и рус. классики, нац. произв. (в годы экономич. кризиса, с нач. 30-х гг., ставились в основном классич. и модные совр. оперетты). В т-ре работали: известные латыш. певцы А. Бенефелде, М. Брехмане-Штенгеле, А. Либерте-Ребане, Р. Берзинь, А. Кактинь и др.; дирижёры Т. Рейтер, Я. Мединь, Я. Калнинь, режиссёр Я. Заринь. Выступали видные певцы-гастролёры В. В. Барсова, Д. Джаннини, М. П. Максакова, Т. Даль Монте, Т. Скипа, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин, артисты балета Т. П. Карсавина, B. В. Кригер, А. М. Мессерер, балетмейстеры Л. А. Жуков, В. Д. Тихомиров, M. M. Фокин и др., долгое время работали дирижёры Э. А. Купер, Г. Шнеефогт, Л. Матачич, Л. Блех и др., режиссёр П. И. Мельников, балетмейстер А. А. Фёдорова.
Развивалась муз. -конц. жизнь города. В 1926 был основан симф. оркестр Рижского радио (гл. дирижёр Ян. Мединь). Симф. концерты устраивались объединёнными оркестрами Оперного т-ра и Радио, помимо местных дирижёров, оркестрами руководили гастролёры Р. Батон, И. А. Добровейн, Э. Клейбер, О. Клемперер, А. Коутс, Н. А. Малько, Г. Фительберг, О. Фрид и др. Летом симф. концерты давались на открытых эстрадах рижских парков и в Дзинтари. На конц. сценах выступали многочисл. заруб. артисты, в их числе: пианисты И. Гофман, Р. Казадезюс, Арт. Рубинштейн, А. Шнабель, скрипачи Е. А. Цимбалист, М. Эльман, Д. Ф. Ойстрах, Й. Сигети, Ж. Тибо, певицы М. Андерсон, А. В. Нежданова, композиторы-исполнители А. К. Глазунов, Н. К. Метнер, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, М. Шиллингс, К. Шимановский, В. д'Энди и др. В конц. жизни города принимали участие хоры, в т. ч. студенческие. Широкую известность в Европе получил рижский Хор Рейтера (Reitera koris). По-прежнему проходили латыш. праздники песни (6-й 1926, 7-й 1931, 8-й 1933, 9-й 1938). В 1924 было основано Хранилище латыш. фольклора, ставшее центром собирания материалов латыш. нар. музыки; среди сотрудников был комп. Э. Мелнгайлис.
С восстановлением в 1940 Сов. власти в Латвии в муз. жизни Р. начался новый подъём. В 1941 основана Гос. филармония. К Декаде латыш. лит-ры и иск-ва в Москве была подготовлена новая пост. оперы "Банюта" А. Калниня; проводились многочисл. концерты сов. артистов и муз. ансамблей. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 Р. была оккупирована нем.-фаш. войсками. С освобождением Р. (1944) началось интенсивное развитие латыш. нац. муз. культуры, город стал одним из муз. центров СССР.
Крупнейшим очагом муз. культуры Р. является Латвийский театр оперы и балета, репертуар к-рого включает мн. сов. оперы и балеты, в т. ч. и нац. латышские. Среди солистов т-ра нар. артисты СССР Ж. Гейне-Вагнер, А. Фринберг, К. Заринь, артистка балета В. Вилцинь. В 1945 был основан Рижский т-р муз. комедии (с 1964 Рижский т-р оперетты).
Широкую конц. деятельность проводит филармония Латв. ССР, возобновившая работу в 1945. В её системе находятся Академич. хор Латв. ССР (осн. в 1942 в Иванове как часть Художеств. ансамбля Латв. ССР; академический с 1956, засл. коллектив Латв. ССР с 1965), Хор ветеранов революции (1957), нар. жен. хор "Дзинтарс" (1947), камерный оркестр, ансамбль танца "Дайле", ряд камерных и эстр. ансамблей, в т. ч. фп. трио (В. Янцис, Ю. Шволковскис, М. Виллеруш), фп. дуэт (Н. Новик и Р. Хараджанян), ансамбль виолончелистов, вок.-инстр. эстр. ансамбль "Модо" ("Modo") под рук. Р. Паула и др. В Р. концертируют мн. виднейшие сов. и заруб. артисты, ансамбли, хоры, симф. оркестры. Среди конц. залов Р. выделяются зал филармонии (находится в старинном здании Большой гильдии) и Домский конц. зал (в 1962 реставрирован его орган). Летом симф. концерты устраиваются также в Открытом конц. зале в Дзинтари. Активную конц. деятельность ведут симф. оркестр и Хор им. Т. Калниня Латв. телевидения и радио. Здесь работают также Оркестр эстр. и лёгкой музыки, Сельская капелла, Ансамбль песни Латв. радио. В 1972 создан проф. духовой оркестр "Рига" при Рижском гор. управлении культуры. В 1945 основан Респ. дом нар. творчества им. Э. Мелнгайлиса. Значительно расширила свою деятельность Латв. гос. консерватория (с 1956 им. Яз. Витола). Созданы новые отделения хор. дирижирования, музыковедения, муз. педагогики, театр. ф-т и др. При консерватории работают спец. Муз. уч-ще им. Э. Дарзиня и Рижское муз. уч-ще им. Яз. Мединя. Получили особое развитие респ. праздники песни (с 1950 они проводятся каждые 5 лет). В послевоенный период праздники песни включают и массовый нар. танец (с 1960 Праздники песни и танца; в 1973 широко отмечалось их столетие). Во время праздников проводятся соревнования хоров, лучшим присваивается звание Нар. хоров республики. В Р. работают многочисл. хоры, среди них нар. смешанные хоры: засл. коллектив Латв. ССР "Ювентус", "Дайле", камерный хор "Ave sol", засл. коллектив Латв. ССР нар. муж. хор "Дзиедонис", "Тевземе", "Абсолвенты", "Гаудеамус" и др.
Р. центр латыш. музыкальной жизни. В 1945 был создан CK Латв. ССР, объединяющий (в 1976) 67 композиторов и музыковедов. Муз.-науч. центры Р. консерватория, Сектор теории и истории иск-в (1968) и Сектор фольклора (1946) Ин-та языка и лит-ры им. А. Упита АН Латв. ССР. В 1945 была основана Рижская фабрика муз. инструментов (совр. назв. с 1959), изготовляющая пианино "Рига", электромуз. инструменты (электроорганы, электрогармониумы) и др. В Р. работает фабрика грампластинок (создана в 1932 под назв. "Bellacord Elektro"); с 1963 она выпускает в основном долгоиграющие пластинки и является филиалом Всесоюзной фирмы "Мелодия".
Литература: Витолинь Я., Грюнфельд Н., Латвийская ССР, М., 1954, 1957 (Муз. культура союзных республик), Кундзинь К., Латышский театр, М., 1963, Витолинь Е., Латышская музыкальная культура в период Великой Октябрьской социалистической революции и основания Советской Латвии (1917-1919), в сб.: Очерки музыкальной культуры Советской Латвии, Л., 1971, с. 45-63; Вериня С., Музыкальный театр Латвии и зарождение латышской национальной оперы, Л., 1973; Музыкальная культура Латвийской ССР. Сб. ст., сост. А. Даркевич, под ред. Е. Витолиня, М., 1976; Rudolph M., Rigaer Theaterund Tonkьnstler-Lexikon nebst Geschichte des Rigaer Theaters und der Musikalischen Gesellschaft, Riga, 1890; Straubergs J., Rigas vesture, Riga, (1937), Medins К., Latviesu dziesmu svetki, Riga, 1955; Vitоlins J., Krasinska L., Latviesu muzikas vesture, t. 1, Riga, 1972; Viduleja L., Latviesu padomju opera (1940-1970), Riga, 1973; Briede-Bulavinova V., Latviesu opera (lidz. 1940 g.), Riga, 1975.Я. Я. Витолинь.