Музыкальная энциклопедия - риман к. в. ю. х.
Связанные словари
Риман к. в. ю. х.
Деятельность Р. необычайно широка по масштабам и тематике. Как историк и теоретик он охватил все области музыковедения, проявив стремление к универсальной систематизации. Теоретич. воззрения Р. сложились преим. на основе утверждения закономерностей классич. иск-ва (прежде всего венских классиков). В центре интересов Р. проблемы структуры муз. произв., поставленные в связь с др. сторонами муз. иск-ва. В области гармонии как теоретич. дисциплины Р. являлся основоположником т. н. функционального направления. Он высоко ценил гармонич. концепции Ж. Ф. Рамо, использовал в исследованиях данные акустики и муз. психологии. В сфере полифонии Р. пересмотрел антиисторич. положения традиц. школы И. Фукса и пытался подчинить учение о полифонии закономерностям гармонич. мышления. Рассматривая проблемы метра и ритма, Р. выдвинул в качестве основного принцип ямбического строения элементов муз. формы (как мелких, так и крупных). Осн. формообразующими элементами музыки он считал гармонию и ритм, а осн. носителями выразительности мелодию, динамику и агогику. Р. разработал методологию муз. анализа, основанную на понимании произв. как стройной организации структурных элементов, начиная от мотива и вплоть до формы целой части, даже цикла частей. Уязвимым в методе анализа Р. было то, что он исходил из стиля одной только венской классической школы; помимо того, он недооценивал значения хореических образований, что приводило его к разл. рода натяжкам. Это проявилось в многочисл. работах Р., посв. анализу муз. произв. (напр., фуг И. С. Баха или фп. сонат Л. Бетховена). Спец. работы Р. посвятил вопросам муз. инструментария, оркестра, партитуры, а также исполнительства (особенно на фп.), истории нотописания, муз. теории, муз. эстетики, в к-рой он брал за основу значительность содержания, идеи произв. и совершенство воплощающей его формы. Теоретич. мышление Р. совмещало в себе догматич. черты (систематизация правил, рекомендации), глубоко науч. поиск и смелые творч. идеи, приведшие к ряду открытий. В области музыковедения труды Р. основаны большей частью на новых фактах, особенно в истории муз. теории, нотописания и муз. стиля 17-18 вв. Ряд проблем Р. раскрыл по-новому, в частности проблему формирования венской классич. школы, исследовав творчество композиторов мангеймской школы, и опубликовав множество их симф. произв. Историю музыки Р. представлял преим. как историю жанров, форм, способов изложения, муз. стилей. Основополагающий труд Р. в этой области "Руководство по истории музыки" ("Handbuch der Musikgeschichte", Bd 1-2, 1904-13). Разработал ряд принципов периодизации, но в их применении бывал непоследовательным и смешивал разные критерии. Спец. работу Р. посвятил истории муз.-теоретич. мысли. Многие его труды используются как пособия (особенно "Катехизисы"); целая группа их может быть отнесена к категории справочников, среди к-рых мировую известность приобрел "Музыкальный словарь" ("Musiklexikon", В., 1882), на базе к-рого вышло в свет 12 изданий (переиздавался, уточнялся и дополнялся с участием видных музыковедов (12. Aufl., Bd 1-5, 1959-75, hrsg, von W. Gurlitt, H. H. Eggebrecht, C. Dahlhaus). Ряд изданий словаря Р. переведён на разные яз. (рус. пер., ред. и доп. Ю. Энгеля, 1901). Автор муз. произведений.
Сочинения: Die objektive Existenz der Untertцne in der Schallwelle, В., 1875; Musikalische Syntaxis, Lpz., 1877, переизд., Niederwalluf-Wiesbaden, 1971; Studien zur Geschichte der Notenschrift, Lpz., 1878, переизд., Hildesheim, 1970; Skizze einer neuen Methode der Harmonielehre, Lpz., 1880, 1929; Neue Schule der Melodik, Hamb., 1883; Elementar-Musiklehre, Hamb., 1883; Musikalische Dynamik und Agogik, Hamb., 1884; Systematische Modulationslehre als Grundlage der musikalischen Formenlehre, Hamb., 1887 (рус. пер. Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах, М.-Лейпциг, 1898); Opern-Handbuch, (TI 1-3), Lpz., 1887-1893; Wie hцren wir Musik? Drei Vortrдge, Lpz., 1888, 1923; Katechismus des Klavierspiels, Lpz., 1888 (рус. пер. Катехизис фортепианной игры, M., 1892, 4929), Lehrbuch des einfachen, doppelten und imitierenden Kontrapunkts, Lpz., 1888,4-6 1921, Katechismus der Musikgeschichte, Tl 1-2, Lpz., 1888, 1914 (рус. пер. Катехизис истории музыки, ч. 1-2, М., 1895-96), Katechismus der Musikinstrumente, Lpz., 1888, 4908, Katechismus der Orgel, Lpz., 1888, 1901; Allgemeine Musiklehre (Katechismus der Musik), Lpz., 1888, 1908; Anleitung zum GeneralbaЯ-Spielen, Lpz., 1889, 1922, Katechismus der Akustik, Lpz., 1891 (рус. пер. Акустика с точки зрения музыкальной науки, М., 1898); Vereinfachte Harmonielehre, L.-N. Y., 1893 (рус. пер. Упрощенная гармония, или Учение о тональных функциях аккордов, М.-Лейпциг, 1896, то же, 1901), Geschichte der Musiktheorie im IX.-XIX. Jahrhundert, Lpz., 1898, Hildesheim, 1961, Die Elemente der musikalischen Дsthetik, B.-Stuttg., (1900); Geschichte der Musik seit Beethoven (1800-1900), В.-Stuttg., 1901; Grosse Kompositionslehre, Bd 1-3, B.-Stuttg., 1902-13, Anleitung zum Partiturspiel, Lpz., 1902, 1924; Katechismus der Orchestrierung, Lpz., 1902, 1921; System der musikalischen Rhythmik und Metrick, Lpz., 1903, переизд., Niederwalluf-Wiesbaden, 1971; Handbuch der Musikgeschichte, Bd 1-2, Lpz., 1904-13, 4919-22, переизд., N. Y., 1972, Das Problem des harmonischen Dualismus, Lpz., 1905; Normal-Klavierschule fьr Anfдnger, Lpz., 1906; Kleines Handbuch der Musikgeschichte, Lpz. 1908, 1952; GrundriЯ der Musikwissenschaft, Lpz., 1908, 1928; Die byzantinische Notenschrift im 10. bis 15. Jahrhundert, Lpz., 1909; Дsthetische und formal-technische Analyse mit historischen Notizen, Tl 1-3, В., 1918-19 и др.Литература: Рыжкин И., Мазель Л., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 1, М., 1934; История европейского искусствознания. Вторая пол. XIX в. начало XX в, кн. 1-2, M., 1969; Riemann-Festschrlft. Gesammelte Studien. Hugo Riemann zum sechzigsten Geburtstage ьberreicht von Freunden und Schьlern, (hrsg. von С. Mennicke), Lpz., 1909 (с перечнем работ); Сrabner H., Die Funktionstheorie H. Riemanns und ihre Bedeutung fьr die praktische Analyse, Mьnch 1923; Gurlitt W., Aus den Briefen M. Regers an H. Riemann, в кн.: Jahrbuch der Musikbibliothek Peters, XVIII, 1936; его же, Hugo Riemann, Mainz, 1951; Denecke H. L., Die Kompositionlehre Hugo Riemanns, Kiel, 1937 (Diss.); Wolff H. С., Hugo Riemann der Begrьnder der systematischen Musikbetrachtung, в кн.: Festschrift M. Schneider, Lpz., 1955; Federhofer H., Die Funktionstheorie H. Riemanns und die Schichtenlehre H. Schenkers, в кн.: Bericht ьber den Internationalen musikwissenschaftlichen Kongress Wien, 1956, Graz-Kцln, 1958; Reinecke H. R., H. Riemanns Beobachtungen von "Divisionstцnen" und die neueren Anschauungen zur Tonhцhenwahrnehmung, в кн.: H. Albrecht in memoriam, Kassel (u. a.), 1962; Sievers G., Die Grundlagen H. Riemanns bei M. Reger, Wiesbaden, 1967; Dahlhaus С., Untersuchungen ьber die Entstehung der harmonischen Tonahtдt, Kassel (u. a.), 1968; Imig R., Systeme der Funktionsbezeichnung in den Harmonielehren seit H. Riemann, Dusseldorf, 1970, MickelsenW. C., H. Riemann's histoiry of harmonic theory..., Bd 1-2, Bloomington, 1971 (Diss.), Оrf W., Die unverцffentliche Riemann-Festschrift 1919, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1973, Jahrg. 15, H. 4.T. H. Соловьева.