Музыкальная энциклопедия - роговой оркестр
Связанные словари
Роговой оркестр
Вскоре по образцу Р. о. Мареша были созданы многочисл. оркестры. Первые Р. о. могли издавать звуки в объёме 2 октав, затем диапазон их расширился до 4Р… октавы. Самый низкий по тону рог (А1) имел длину 2250 мм, самый высокий (d3) 95 мм. Рога в оркестре разделялись на группы: дискантовую (canto), альтовую, теноровую и басовую. В соответствии с этим музыканты во время исполнения выстраивались в 4 шеренги. Басовые рога больших размеров опирались на особые подставки треноги. Впереди оркестра стоял дирижёр ("уставщик"), к-рый взмахами рук и стуком палочки о пюпитр указывал ритм. Чтобы уравновесить звучность оркестра, рога высоких регистров (от тенорового D и до дискантового d) дублировались. Полный по составу Р. о. насчитывал 91 рог и до 40 и более исполнителей. В отд. оркестрах, принадлежащих высокопоставленным лицам, было до 200-300 инструментов и соответствующее число музыкантов. Р. о. обладал мощным и в то же время мягким, вибрирующим звуком, особенно эффектным при музицировании под открытым небом. Для экономии средств и ради сокращения числа исполнителей на рубеже 19 в. были сконструированы рога с клапанной механикой; они имели по три клапана и на каждом можно было извлечь 4 звука. В ансамбли таких инструментов входило иногда не более 7 человек. Репертуар Р. о. складывался гл. обр. из обработок рус. и укр. нар. песен, танцев, иногда ими исполнялись даже оперные увертюры и симфонии. Разучивание пьес требовало тяжёлого, изнурительного труда, поэтому для участия в Р. о. привлекались крепостные крестьяне или солдаты. Несмотря на значит. технич. трудности, музыканты Р. о. достигали высокого исполнит. мастерства. О роговой музыке сохранились многочисл. восторженные отзывы современников, в т. ч. М. В. Ломоносова, М. И. Глинки. В 1830-х гг. этот вид музицирования исчезает из муз. практики. Единичные попытки его возрождения успехом не увенчались.
Литература: Гинрихс И.-Х., Начало успеха и нынешнее состояние роговой музыки, пер. с нем., СПБ, 1796; Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века, т. 2, гл. 16 Русская роговая музыка, М.-Л., 1928-29; Вертков К., Русская роговая музыка, Л.-М., 1948.С. Я. Левин.