Музыкальная энциклопедия - российская ассоциация пролетарских музыкантов
Связанные словари
Российская ассоциация пролетарских музыкантов
РАПМ выдвигала задачи приближения музыки к сов. действительности, широкого развёртывания муз.-просветит. работы среди трудящихся масс, борьбы с влияниями буржуазной идеологии в творчестве композиторов и муз. быту. Но при этом она повторяла нек-рые из ошибочных положений Пролеткульта, что приводило к извращению марксистско-ленинского учения об иск-ве. Суждения теоретиков РАПМ страдали вульгарным социологизмом и часто бывали несправедливы по отношению к виднейшим представителям сов. музыки и передовым художникам заруб. стран. Узко и ограниченно истолковывалось ленинское учение о культурном наследстве, вследствие чего многие ценные явления классич. муз. иск-ва объявлялись идейно чуждыми пролетариату. Одной из серьёзных ошибок РАПМ была недооценка вопросов мастерства и крупных муз. форм, причём массовая песня рассматривалась как "основное звено" творчества композиторов. Теоретич. установки РАПМ получили отражение в печатных выступлениях Л. Н. Лебединского, Ю. В. Келдыша, Д. В. Житомирского, А. А. Громана-Соловцова и др. Ошибочные стороны деятельности РАПМ неоднократно подвергались критике. На основании постановления ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 "О перестройке литературно-художественных организаций" РАПМ, как и аналогичные ей организации в области лит-ры и изобразит. иск-ва, была распущена. Вместо организаций узкого кружкового типа в 30-е гг. были созданы широкие творч. союзы (в т. ч. Союз советских композиторов; см. Союз композиторов СССР), призванные объединить всех работников иск-ва, "поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве".
Литература: История русской советской музыки, т. 1, М., 1956, с. 36-39; История музыки народов СССР, т. 1, М., 1970, с. 134-136, 145-47.Ю. В. Келдыш.